Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ



Культурные нормы, с одной cтороны, унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает как необходимое условие организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы невозможна, если бы не существовало норм, регулирующих их взаимоотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочивается «правилами», которые определяют отношения между входящими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. А жизнь коллектива людей несравненно более сложна. Поэтому-то и требуется культура как средство ее надбиологического регулирования.

С другой стороны, культурные нормы представляют собою процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их технологическая функция. Основное значение слова «технология» связано с производством. В этом значении технологией называют организацию работы в какой-либо отрасли производства (например, «технология строительных работ», «химическая технология»). Однако в современном языке это слово приобрело и более широкий смысл: под технологией понимают организацию не только производственной, но и вообще человеческой деятельности. В таком широком смысле здесь и говорится о технологической функции культурных норм: они определяют технологию человеческой деятельности, т. е. что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в ком-либо деле, получить конкретный «технический результат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях – в быту, в науке, в спорте и т.д.).

Функции культурных норм могут различным образом соотноситься меж­ду собой. Существуют культурные нор­мы, несущие только социальную функ­цию (например, такие нормы нравственности, как «золотое правило»: как :хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они ус­танавливают общие правила социаль­но одобряемого поведения, но нетехно­логичны, потому что не указывают кон­кретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть вы­полнены. Другие нормы, наоборот, име­ют лишь технологическую функцию (например, методики решения матема­тических или физических задач, про­изводственно-технические нормы, «сек­реты» профессионального мастерства, а также вообще приемы всякой инди­видуальной деятельности). Они несо­циальны — в том смысле, что опреде­ляют лишь конкретные алгоритмы и программы действий, ведущих к постав­ленной цели, но не определяют ни по­становку самой этой цели, ни ее соци­альную значимость, а потому с их по­мощью могут быть получены как полезные, так и вредные для человека (индивида, социальной группы, обще­ства в целом) результаты.

Случается, что технология норма­тивных процедур и их продукт хотя и прямо преследуют определенную соци­альную цель, но не обладают теми свой­ствами или «техническими параметра­ми», которые от них ожидают. Одна­ко, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социаль­ном плане достаточно эффективными.

На островах Океании, у индейцев Южной Америки, в Новой Гвинее существу­ет обычай кувада, согласно которому муж во время беременности жены должен вмес­те с нею соблюдать ряд табу и предосторож­ностей — не стричь волос, поститься, не поднимать тяжести и т. д., а во время родов жены он ложится в постель и корчится в родовых муках. Считается, что от выполне­ния этих правил зависит здоровье и судьба ребенка. Но хотя фактически описанные действия мужа никак не обеспечивают же­лаемый результат, они в социальном отно­шении приносят пользу: способствуют един­ству супругов, их взаимопониманию, раз­витию родительских чувств у отца, укреплению семьи.

Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдавши за полетом птиц или поко­павшись во внутренностях жертвенной овцы, предсказывали исход предстоящего военного сражения, то их операции ничего предсказать на самом деле не могли. Ци­церон писал, что авгуры были просто об­манщиками и не могли удержаться от улыб­ки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но полководцы Древнего Рима обращались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благо­приятное предсказание. И это способство­вало победе, поскольку вселяло в воинов уверенность в своих силах.

Возможна и противоположная ситу­ация, когда обусловленная культурны­ми нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в соци­альном отношении приводит к совер­шенно нежелательным, вредным послед­ствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе раз­вития техники. Сплошь и рядом про­изводятся новинки с прекрасными тех­ническими параметрами, но угрожаю­щие здоровью и благополучию людей (в том числе средства уничтожения — вплоть до ядерного оружия, способного истребить человечество вообще). Чуть ли не каждое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия позитивного, так и негативного характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать благодетельной для совместной жизни людей.

Социальная и технологическая функции культурных норм сочетаются вместе в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи — сплоченению коллектива, упорядочению общественных отношений и т. п.

Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накануне совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых испытаний, только после которых их признают взрослыми. Испытания у разных народов были разными: удаление от общины для самостоятельной жизни в течение некоторого времени; работы, связанные с большой физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные процедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др.

Нетрудно видеть, что обряд иници­ации непосредственно соединяет вмес­те технологическую и социальную функ­ции: «нормальное» доведение подвер­гаемого испытаниям подростка должно продемонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зрелость («техническая» задача), а с другой — его способность пользоваться правами и выполнять обязанности полноценно­го члена общины (социальная задача).

В современном обществе, как и в прошлом, социальная функция куль­турных норм часто опирается на сим­волизацию нормативной технологии. Это касается, например, многих тор­жественных ритуалов — государствен­ных (вставание при исполнении госу­дарственного гимна), религиозных (при­частие), воинских (парад) и пр. Их символика служит средством идеологи­ческого воздействия на людей, поддер­жания и укрепления патриотизма, об­щественного долга, дисциплины.

 



Просмотров 1605

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!