Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 1.1. Экономическая теория как наука



Целью изучения данной темы является выявление общих подходов к экономической теории, их особенности, преимущества.

В результате изучения данной темы студент должен знатьосновные категории:

Меркантилизм, физиократия, классическая экономическая теория, марксизм, кейнсианство, маржинализм, монетаризм, экономический закон, научная абстракция, экономическая категория, микро-макро-мезо-мегаэкономика, позитивная и нормативная экономика

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики.

Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Может ли система абстракций быть одной и той же в исследовании разных стран в разных ситуациях?

2. В какой мере применима система абстракций "Экономикс" для исследования российской действительности?

3. Каково значение того обстоятельства, что экономическая теория не является лабораторной наукой?

4. Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий?

5. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически?

6. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются?

7.Чем различаются между собой объективные экономические законы и субъективно-психологические законы?

8.Выражает ли меркантелизм определенную долю истины для характеристики современной экономической действительности?

9.Что изучает современная экономическая теория?

10.Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?

11.В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

 

ТЕСТЫ.

1.Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики:

a) эффективное использование ресурсов;

b) неограниченные производственные ресурсы;

c) максимальное удовлетворение потребностей;

d) материальные и духовные потребности;

e) редкость блага

2.Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

a) микроэкономический;

b) макроэкономический;

c) позитивный;

d) нормативный

3. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

a) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных финансов

 

4. Проблемы того, "что, как и для кого производить" могут иметь отношение:

a) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организаци

5. Существование экономических проблем может быть объяснено:

а) воздействием государства на экономику и растущим населением Земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий;

в) наличием инфляции и безработицы;

г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;

д) неэффективным использованием экономических ресурсов;

6.Какое утверждение имеет нормативный характер?

а) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.

б) Уровень безработицы в России в начале 2000-х годов составлял менее 11%.

в) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.

г) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен.

д). Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена

7. Выскажите свое мнение и обоснуйте его. Экономические проблемы могут быть решены:

а) с помощью экономических моделей;

б) с учетом политических соображений;

в) с помощью экономических наук;

г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого челове

8. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) мелкобуржуазная политэкономия;

г) кейнсианство;

д) классическая политэкономия;

е) физиократы.

 

9. Примером объективного экономического закона является:

а) закон Энгеля;

б) закон возвышения потребностей;

в) закон разделения труда

г) закон распределения доходов домашних хозяйств на потребление и сбереже

ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1)Заполните графу "Представители" в табл. 1.

 

Этапы предмета экономической теории Содержание этапа Представители
I Экономия a) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; а)   б)
Политическая экономия а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм; а) б)   в)   г)
Экономикс а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий; г) новая политическая экономия - теория общественного выбора; д) критика экономикс - институционализм и неоинституционализм. а) б) в)     г)   д)

 

2)В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления:

А) - политическая экономия богатства и Б) - политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого - к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

Рекомендуемая литература: [10], гл. 1-2; [8], гл. 1; [2], гл. 2; [6], гл. 1.

 



Просмотров 1874

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!