Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Концепции перехода к рыночной экономике, зарубежный опыт



-влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики

 

Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики займет довольно длительный период времени, в течение которого будет существовать экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Особенностями функционирования этой экономики являются: 1) преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений новыми; 2) неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы; 3) интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.

В процессе трансформации плановой экономики в рыночную предстоит решить: 1) задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики; 2) задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; 3) задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это — американская, или либеральная модель, японская модель, шведская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство.

Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. Роль государства определяется теми функциями, которые оно выполняет. В “переходной” экономике государство призвано: 1) регулировать процесс ее трансформации, создать общие правовые условия экономической деятельности субъектов хозяйствования, стимулировать и защищать конкуренцию; 2) регулировать распределительные процессы и осуществлять перераспределение доходов, корректировать результаты рыночных процессов, обеспечивать экономическую стабильность и стимулировать экономический рост.

Тип собственности является определяющим признаком экономической системы. Он меняется тремя способами:

· разгосударствление;

  • приватизация;
  • национализация.

Разгосударствление – это совокупность мер по устранению чрезмерной роли

государства в экономике и по преобразованию государственной собственности. К ним относятся:

· приватизация;

  • либерализация ценообразования (переход от системы государственного ценообразования к рыночному ценообразованию в зависимости от спроса и предложения);
  • демонополизация внешнеэкономической деятельности;
  • замена вертикальных связей горизонтальными.

Разгосударствление означает снятие с государства функций хозяйственного

управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы (например, преобразуя, предприятие из государственного в акционерное оставляет часть акций в виде государственных). Оно направлено не преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

собственности в частную собственность. Она направлена на усиление рынка и сужение государственного сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ.

Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, телерадиоцентры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т.д.

Основными принципами (методами) приватизации являются:

· сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;

  • равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;
  • преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;
  • гласность проводимых мероприятий;
  • государственный и общественный контроль за проведением приватизации.

Приватизация осуществляется в следующих формах:

o преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций (для трудового коллектива контрольным является пакет из 51% голосующих акций);

    • выкуп имущества арендатором по истечении срока аренды;
    • продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом, инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определённого срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передаётся покупателю, предложившему максимальный объём инвестиций.

Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности переда1тся покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

Процесс приватизации в России начался с принятия Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

o формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

    • создание конкурентной среды;
    • содействие демонополизации экономики;
    • финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);
    • повышение эффективности деятельности предприятий;
    • привлечение иностранных инвестиций;

социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств от приватизации

Контрольные вопросы

 

1. Приведите аргументы, подтверждающие неизбежность радикальных преобразований в отношениях собственности при переходе к рынку.

2. Каким образом можно преодолеть монополизм государственной собственности на средства производства?

3. Как меняется мотивация к деятельности предприятия при переходе от административно-командной к рыночной экономике?

4. Докажите целесообразность развития кооперативной, акционерной и индивидуальной форм собственности.

Тесты

1. К числу особенностей российской экономики на современном этапе относятся:

А) крупномасштабность и разнообразие экономических укладов;

Б) наличие масштабного среднего класса;

В). снижение доли четвертного и пятого технологических укладов;

Г). динамизм структурных преобразований;

Д). переход на положительную динамику экономического развития.

2 Структуру национальной экономики характеризует:

А). соотношение отраслей, видов производств;

Б) соотношение видов природных ресурсов;

В). соотношение форм собственности;

Г). соотношение производства средств производства и предметов потребления.

3. Стратегия развития российской экономики включает:

А).определение долговременных целей социально-экономического развития;

Б).увязку целей развития с ресурсами и средствами их обеспечения;

В).индикативное планирование реализации стратегических целей;

Г).определение движущих сил развития.

4.Механизм реализации стратегических целей развития включает:

А).определение средств и ресурсов реализации целей;

Б).обеспечение расширенного воспроизводства на основе интенсивного и инновационного типов экономического роста;

В).преодоление инфляции;

Г).осуществление модернизации экономики;

Д).придание решающей роли развитию системы рыночных отношений.

5.Главными целями региональной экономической политики являются:

А).обеспечение достойного уровня жизни населения региона;

Б).сохранение единого экономического пространства на основе баланса интересов страны и регионов;

В).обеспечение стабильности национальной денежной единицы;

Г).укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития регионов.

6.Процесс разгосударствления включает:

А).приватизацию государственных и муниципальных предприятий;

Б).формирование конкурентной рыночной среды;

В).ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

Г).либерализацию ценообразования.

7.Специфическими функциями государства в трансформируемой экономике являются:

А).разгосударствление экономики;

Б).правовое обеспечение экономической деятельности;

В)перераспределение доходов в обществе;

Г).формирование рыночной инфраструктуры.

8.Трансформация роли российского государства в экономике на современном этапе обусловлена:

А),усилением влияния кейнсианских концепций на формирование экономической политики;

Б),переносом центра внимания государства на эффективность его воздействия на социально-экономические процессы;

В).сокращением социально-экономических функций государства;

Г).усилением планово-программной деятельности государства.

9. Современные изменения в стратегии государственного регулирования экономики обусловлены:

А).усилением влияния на социально-экономические отношения общественных организаций, процессов глобализации, транснационального капитала;

Б).приведение функций государства в соответствие с его потенциальными возможностями;

В).упорядочением социально-экономических функций государства;

Г).неспособностью рынка решать социальные проблемы общества.

10. Характерными чертами эффективного государства являются:

А).обеспечение сочетания гибкости политики и устойчивости стратегии;

Б).широта государственного вмешательства в экономику;

В).результативность государственного регулирования экономики;

Г).проявление качеств государства как непосредственного источника экономического роста.

11. Потенциальную возможность возрождения российской экономики обеспечивают:

А).развитая социокультурная сфера;

Б). высокий уровень образования и науки;

В).функционирование эффективного собственника;

Г).наличие разнообразных природных ресурсов;

Д).инвестиционная привлекательность российской экономики

12. Государственный сектор в экономике выполняет следующие функции:

А).формирование экономического потенциала страны;

Б).регулирование экономической деятельности;

В).обеспечение полной занятости населения;

Г).интенсификация внешнеэкономической деятельности.

13. Пути формирования экономически сильной и влиятельной страны в мире включают:

А).совершенствование экономического потенциала страны;

Б).расширение социально-экономических функций государства;

В).формирование конкурентной экономики;

Г).повышение эффективности государственного регулирования экономики;

Д).увеличение иностранных инвестиций.

 

Рекомендуемая литература: [6], гл. 29-30; [2], гл. 29-30; [1], гл. 30.

 

 



Просмотров 1367

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!