![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Простой генетический алгоритм
Согласно репродуктивному плану Холланда генетические схемы поиска оптимальных решений включают следующие этапы процесса эволюции: Таблица 1. Анализ начальной популяции на первом шаге простого генетического алгоритма 1. Конструируется начальная популяция. Вводится начальная точка отсчета поколений t = 0. Вычисляются приспособленность хромосом популяции (целевая функция) и средняя приспособленность всей популяции. 2. Устанавливается значение 3. Формируется генотип потомка. Для этого с заданной вероятностью над генотипами выбранных хромосом производится операция кроссинговера. Случайным образом выбирается один из потомков 4. Обновление текущей популяции путем замены случайно выбранной хромосомы на 5. Определение приспособленности 6. Если 7. Конец работы. Основная идея эволюции, заложенная в различные конструкции генетических алгоритмов, проявляется в способности «лучших» хромосом оказывать большее влияние на состав новой популяции за счет длительного выживания и более многочисленного потомства. Простой генетический алгоритм [23, 26] включает операцию случайной генерации начальной популяции хромосом и ряд операторов, обеспечивающих генерацию новых популяций на основе начальной. Этими операторами являются репродукция, крос-синговер и мутация. Репродукцией называется процесс копирования хромосом с учетом значений целевой функции, т.е. хромосомы с «лучшими» значениями целевой функции имеют большую вероятность попадания в следующую популяцию. Этот процесс является аналогией митозного деления клеток. Выбор клеток (хромосом) для репродукции проводится в соответствии принципом «выживания сильнейшего». Простейшим способом представления операции репродукции в алгоритмической форме является колесо рулетки, в котором каждая хромосома имеет поле, пропорциональное значению целевой функции. Рассмотрим пример применения простого генетического алгоритма для максимизации функции Значения аргумента функции f{x)=x2, изменяющегося в интервале от 0 до 31, можно представить пятиразрядными двоичными числами. Первоначальная популяция, состоящая из четырех строк пятиразрядных чисел, полученная с помощью процедуры генерации случайных чисел, приведена во втором столбце табл. 1. Значение целевой функции для каждой хромосомы опредляется путем возведения в квадрат значения двоичного числа, кодирующего решение х. Претенденты для скрещивания (кроссин-говера) могут выбираться из начальной популяции или после выполнения оператора репродукции. Репродукция начального множества заключается в четырехкратном вращении колеса рулетки (4 — мощность популяции), в результате чего состав исходной популяции может измениться (рис. 6.5). Вероятность выбора i-й хромосомы вычисляется по формуле Значение N для первой хромосомы будет равно 0.14x4—0.56 копий, для второй — 0.49 х 4 —1.96 копий, для третьей — 0.06 х 4 = = 0.24 и для четвертой — 0.31x4=1.24. В результате репродукции в новой популяции (второй столбец в табл. 6.2) будут присутствовать по одной копии первой и четвертой хромосомы и две копии второй, а третья хромосома будет исключена. Таким способом оператор репродукции отбирает лу/ших представителей популяции. Таблица 6.2. Результаты операций репродукции и кроссинговера в простом генетическом алгоритме На шаге 2 с помощью колеса рулетки осуществляется выбор хромосом для кроссинговера. Поля колеса рулетки соответствуют нормированным значениям целевой функции. Указатель рулетки после останова колеса определяет выбранную хромосому. Следует заметить, что случайный механизм не гарантирует выбора лучших хромосом, т.е. иногда результатом выбора могут оказаться хромосомы с низкими значениями целевой функции. После репродукции выполняется оператор кроссинговера, который может повторяться несколько раз. При этом каждый раз будет осуществляться выбор двух кандидатур из множества хромосом. Затем каждая пара хромосом (стрингов) пересекается. Место пересечения К выбирается случайным образом на интервале (1, L-\), где L — длина хромосомы, определяемая количеством значащих цифр в ее двоичном коде. В нашем случае L = 5. Две новые хромосомы создаются путем взаимного обмена всех значений после точки пересечения, т.е. между позициями (К + 1) и L. При выборе двух первых хромосом из популяции (см. табл.1) и значения К = 4 до применения оператора кроссинговера имеем описание: апосле применения оператора кроссинговера получаем описание Аналогично были получены потомки от третьей и четвертой хромосом. Анализ полученных результатов (см. табл. 6.2) показывает, что после проведения одной генерации улучшились и среднее, и максимальное значение целевой функции по сравнению с начальной популяцией (см. табл. 1). Согласно схеме простого генетического алгоритма на шаге 3 выполняется оператор мутации, который играет существенную роль в естественной генетике и эволюции, но менее значим в генетических алгоритмах. Обычно выбирают одну мутацию на 1000 бит. Оператор мутации относится к унарным операциям и реализуется в два этапа. Этап 1. В хромосоме Этап 2. Гены, соответствующие выбранным позициям, меняют Если длина обрабатываемых последовательностей невелика, то в процессе мутации можно осуществить полный перебор возможных перестановок генов и найти комбинацию с максимальным значением целевой функции. При длине хромосомы _=50 — 200 полный перебор вариантов становится затруднительным, поэтому здесь производится случайно-направленный поиск, который может быть реализован на основе простого генетического алгоритма. Рассмотрим этот механизм на исследуемой задаче. Выберем третью хромосому из пятого столбца табл. 2 со значением целевой функции У новой хромосомы Значение целевой функции для хромосомы В генетических алгоритмах и эволюционном программировании используют два основных механизма воспроизводства хромосом: • воспроизводство без мутаций, соответствующее митозу, результатом которого являются потомки — копии родителей; • воспроизводство потомков, имеющих большие отличия отродителей. Этот механизм соответствует половому размножению. В генетических алгоритмах в основном используется механизм родительского воспроизводства с рекомбинацией и мутацией, а в эволюционном программировании — механизм на основе мутации без рекомбинации. В алгоритмических реализациях механизма воспроизводства хромосом следует придерживаться следующих правил. 1. Выбор начальной популяции можно выполнять произвольным образом, например подбрасыванием монеты. 2. Репродукция осуществляется на основе моделирования 3. Оператор кроссинговера реализуется как взаимный об 4. Вероятность оператора кроссинговера принимается равной 5. Вероятность оператора мутации принимается равной
![]() |