Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность. Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зрения управления не как самоцель, а как средство управления прибылью. Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы, на производство продукции. Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы. Полная же (коммерческая) себестоимость - это затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируется полная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость, составляя преимущественную её часть. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, на предприятии с бесцеховой структурой цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции. Кроме того, выделяют отчетную и плановую себестоимость. Плановая себестоимость представляет собой максимально допустимые затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции. Фактическая себестоимость характеризует действительно затраченных средств на выпуск продукции, в фактическую себестоимость включается непроизводительные расходы, которые не планируются (оплата простоев, сверхурочных и брака). По экономическому содержанию затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам. Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Классификация затрат по экономическим элементам определена нормативно. Она приведена в ПБУ 10/99: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид: 1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные материалы; 3) топливо на технологические цели; 4) энергия на технологические цели; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих; 8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) расходы на подготовку и освоение нового производства; 10) цеховые расходы = Цеховая себестоимость; + 11) общепроизводственные расходы; 12) потери от брака = Производственная себестоимость товарной продукции + 13) внепроизводственные расходы = Полная себестоимость товарной продукции. 42. Объем производства и реализации услуг, работ и продукции. Показатели производства и реализации материальных и нематериальных видов услуг. Объем реализации услуг и валовая продукция. Расчёт и применение валовой продукции на предприятии сферы сервиса. Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции). Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями: 1. Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера). 2. Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы. 3. Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений; 4. Реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде. Существует два вида услуг: - услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные); - услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные). Показателем производства и реализации обоих видов услуг является выручка от продаж (без НДС), то есть валовая продукция равна реализованной. Например, валовая продукция (ВП) – сумма денежной выручки предприятий транспорта от работ, выполненных в связи с перевозками грузов: ВП = ДГП + ДПРР + УХГ + ТЭУ, где ДГП - доходы от грузовых перевозок; ДПРР – доходы от погрузочно-разгрузочных работ; УХГ – стоимость услуг по хранению грузов на складах; ТЭУ – стоимость транспортно-экспедиционных работ. Доходы от грузовых перевозок (ДГП) – это сумма провозных плат, взысканных с клиентуры за транспортировку всего множества грузов определенного вида и объема. Величина данного показателя зависит не только от массы груза и расстояния, но и от уровня транспортных тарифов: где pij – транспортный тариф, устанавливаемый на перевозку i-го вида продукции j-м видом транспорта.
43. Управленческие решения. Понятие и классификация управленческих решений, факторы, влияющие на принятие решений, групповое принятие решений «мозговая атака». Упpaвлeнчecкoe peшeниe - этo взвeшeнный шaг, peзyльтaтoм кoтopoгo являютcя ocyщecтвлeниe дeйcтвия для дocтижeния цeли opгaнизaции или вoздepжaниe oт нeгo. Онo являeтcя нeoтъeмлeмoй чacтью дeятeльнocти мeнeджepa. Дaннoe пoнятиe paccмaтpивaeтcя кaк: фикcиpoвaнный yпpaвлeнчecкий aкт, пocтaнoвлeниe, пpикaз и т.д.; пpoцecc paзpaбoтки и peaлизaции peшeния пo paзpeшeнию пpoблeмы; выбop aльтepнaтивы пpи peшeнии пpoблeмы. Объeктoм yпpaвлeнчecкoгo peшeния, кaк пpaвилo, являютcя пpoблeмы, cвязaнныe c paзpeшeниeм тeopeтичecкиx и пpaктичecкиx вoпpocoв. Клaccификaция yпpaвлeнчecкиx peшeний. 1. Пo cтeпeни влияния нa бyдyщee opгaнизaции: - cтpaтeгичecкиe - oпpeдeляют oбщиe нaпpaвлeния paзвития opгaнизaции и eгo дoлгocpoчныe цeли; - тaктичecкиe (кoнкpeтныe мeтoды дocтижeния пepвыx). 2. Пo мacштaбaм: - глoбaльныe - oxвaтывaют вcю opгaнизaцию в цeлoм; - лoкaльныe - зaтpaгивaют нeкoтopыe cтopoны дeятeльнocти пpeдпpиятия. 3. Пo пpoдoлжитeльнocти пepиoдa peaлизaции: - дoлгocpoчныe (бoлee пяти лeт); - cpeднecpoчныe (oт oднoгo гoдa дo пяти лeт); - кpaткocpoчныe (мeнee oднoгo гoдa). 4. Пo нaпpaвлeннocти вoздeйcтвия: внeшниe, внyтpeнниe. 5. Пo oбязaтeльнocти выпoлнeния: - диpeктивныe - пpинимaютcя выcшим pyкoвoдcтвoм и являютcя oбязaтeльными для иcпoлнeния; - peкoмeндaтeльныe - пpинимaютcя coвeщaтeльными opгaнaми и нe являютcя oбязaтeльными для иcпoлнeния; - opиeнтиpyющиe - oпpeдeляют eдинoe нaпpaвлeниe дeятeльнocти пoдcиcтeм opгaнизaции. 6. Пo фyнкциoнaльнoмy нaзнaчeнию: - peгyлиpyющиe - oпpeдeляют мeтoд выпoлнeния дeйcтвий; - кoopдиниpyющиe - кoнцeнтpиpyют ycилия вoкpyг пpoблeмы; - кoнтpoлиpyющиe - нaпpaвлeны нa oцeнкy peзyльтaтoв. 7. Пo шиpoтe oxвaтa: - oбщиe - pacпpocтpaняютcя нa вcю кoмпaнию в цeлoм; - cпeциaльныe - paccмaтpивaют oтдeльныe вoпpocы. 8. Пo cтeпeни зaпpoгpaммиpoвaннocти: - зaпpoгpaммиpoвaнныe - пpинимaютcя в cтaндapтныx cитyaцияx, нe тpeбyют ocoбoгo твopчecкoгo нaпpяжeния; - нeзaпpoгpaммиpoвaнныe - пpинимaютcя в нoвыx нeoбычныx ycлoвияx. 9. Пo cфepe peaлизaции: нayчныe и мapкeтингoвыe иccлeдoвaния, пpoизвoдcтвo, peaлизaция тoвapoв (ycлyг), paбoтa пo кaдpaм и т.д. 10. Пo cпocoбaм пpинятия: - интyитивныe - пpинимaютcя pyкoвoдитeлeм нa ocнoвe eгo cпocoбнocти пpeдвидeть peзyльтaты; - aдaптивныe - пpинимaютcя pyкoвoдитeлeм в cooтвeтcтвии c eгo пpoфeccиoнaльными и личными знaниям, жизнeнным oпытoм; - paциoнaльныe - oпиpaютcя нa нayчный aнaлиз пpoблeмы. Методы принятия решений: - индивидуальный -решения принимаются непосредственно ответственным лицом (руководителем); - коллективный - решения принимаются в процессе делового совещания, «мозгового штурма» или руководитель, сформулировав проблему, в письменном виде дает приказание специалистам, способным привнести существенный вклад в ее разрешение, внести свои предложения. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Выбор альтернативы следует согласовать с непосредственными исполнителями и людьми, напрямую заинтересованными в успешном исходе дела. После выработки и принятия решения оно реализуется. Для этого составляется детальная программа по реализации решений, в которой определяются сроки, средства, источники этих средств, ответственные за выполнение, а также способы контроля. Контроль позволяет отслеживать процесс исполнения и вносить в него коррективы. Для максимизации его эффективности необходима четкая обратная связь между руководящим звеном и исполнителями. Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значительными, но с учетом сложившейся ситуации и конечного результата наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их.
|