Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций



Эффективность инновационного проекта – это финансовая отдача проекта, делающая его привлекательным для разработчиков, инвесторов и потребителей.

Комплексная оценка эффективности проекта есть оценка коммерческой эффективности проекта и включает:

1) Экономическая эффективность проекта – это характеристика его инвестиционной привлекательности.

2) Эффективность воплощения проекта (коммерциализации) – это оценка его жизнеспособности (с точки зрения реализуемости параметров проекта и финансовой прочности инициатора проекта в процессе воплощения).

Показатели оценки эффективности проекта:

1) Расчет чистого приведенного эффекта – основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента (r), устанавливаемого инвестором самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на дисконтируемый им капитал.

Чистый приведенный эффект (NPV) рассчитывается по формуле: , где IC – инвестиции; k – количество лет; P1, P2,… Pk – годовые доходы.

И если: NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

2) Расчет индекса рентабельности инвестиций – метод является по сути следствием первого, но в отличии от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле: .

Если: PI > 1, то проект следует принять;

PI < 1, то проект следует отвергнуть;

PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

3) Расчет нормы рентабельности проекта (IRR) – это значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю: IRR=r, при котором NPV=f(r)=0.

Смысл расчета этого коэффициент при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

Любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельности предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды и т.п., т.е. несет расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий эти расходы, можно назвать «ценой» авансированного капитала. Именно с ним сравнивается показатель IRR.

Практическое применение данного метода осложнено, если в распоряжении инвестора нет специализированного финансового калькулятора. В этом случае применяется метод последовательных итераций с использованием табулированных значений дисконтирующих множителей. Для этого с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1 < r2 таким образом, чтобы в интервале (r1, r2) функция NPV=f(r) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-» на «+». Для этого применяют формулу: ,

где r1 – значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r1) >0 (f(r1) < 0));

где r2 – значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r1) <0 (f(r1) > 0)).

Если: IRR > СС, то проект следует принять;

IRR < СС, то проект следует отвергнуть;

IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

4) Определение срока окупаемости проекта – один из самых простых и широко распространенных в мировой научно-аналитической практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений, но вместе с тем имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается простым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид: РР = n, при котором > IC.

5) Рентабельность инвестиций - показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций.

 

 


Управление затратоемкостью.

Затраты на 1 руб. объема продукции показывают себестоимость одного рубля обезличенной продукции и определяются делением полной себестоимости выпущенной продукции на стоимость этой продукции в оптовых ценах (без НДС и акциза).

В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции, изменение себестоимости отдельных видов продукции, изменение оптовых цен на продукцию. Влияние этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно установить способом цепной подстановки.

Сущность влияния изменения структуры и ассортимента продукции состоит в том, что рентабельность изделий, вырабатываемых предприятием, не одинакова. Следовательно, выпуск продукции с относительно высокой рентабельностью в большом размере, чем это имело место в прошлом году, вызовет снижение затрат на 1 руб. объема продукции, и, наоборот, увеличение выпуска менее рентабельной продукции приведет к увеличению уровня затрат.

Снижение себестоимости отдельных изделий является основным фактором снижения уровня затрат на 1 руб. продукции.

На уровень затрат на 1 руб. продукции оказывает влияние изменение цен на готовую продукцию. Причем зависимость здесь обратная. При снижении оптовых цен на продукцию при прочих равных условиях увеличиваются затраты на 1 руб. продукции и, наоборот, при их увеличении уровень затрат снижается.

Анализ сметы затрат на производство осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. В смете затрат показываются все материальные, трудовые и денежные расходы, произведенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходованы.

Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении со сметой (планом) и с предыдущим периодом, в изучении структуры затрат, т.е. удельного веса каждого элемента в общей сумме затрат. Анализ затрат по экономическим элементам отражает отношение затрат к созданию стоимости. Он позволяет отделить затраты овеществленного труда от затрат живого труда, исчислить вновь созданную стоимость (чистую продукцию).

Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость производства (через удельный вес заработной платы), характеризует уровень кооперирования производства, соотношение живого и овеществленного труда.

Абсолютный рост и увеличение доли затрат по покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам свидетельствуют о росте специализации производства и повышении уровня кооперации. Увеличение доли затрат на энергию всех видов показывает рост энерговооруженности предприятия. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством.

Одним из важнейших вопросов оценки себестоимости продукции является ее анализ по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве.

Анализ затрат по статьям себестоимости продукции проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий период в целом и по отдельным калькуляционным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьям имело место снижение расходов, а по каким - превышение. Такой анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

Одновременно с анализом затрат на производство по статьям расходов необходимо изучить и структуру себестоимости продукции. Анализ структуры себестоимости продукции характеризует уровень отдельных статей расходов и их влияние на себестоимость изделий. Определяются удельные веса соответствующих затрат в себестоимости продукции в отчетном году и их отклонение от показателей предыдущего года. Сравнение удельных весов соответствующих расходов за ряд отчетных периодов позволяет выявить изменение уровня издержек, обусловленных степенью специализации производства, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, сокращением расходов на управление и обслуживание производства и т. д.

Дальнейший анализ заключается в детализации затрат по каждой статье себестоимости, причем обобщающие показатели можно последовательно разложить вплоть до самых первичных хозяйственных операций, привлекая для анализа данные бухгалтерского учета. В первую очередь следует анализировать затраты по тем статьям себестоимости, по которым допущены большие перерасходы, непроизводительные потери, а также по статьям, занимающим значительный удельный вес в себестоимости продукции.


54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.

Критический объем продаж - это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая в неблагоприятных условиях спроса на его продукцию (работы, услуги) обеспечить безубыточность продаж. Определение критического объема продаж имеет практическое значение в случаях, когда уровень цен на продукцию не обеспечивает предприятию получения прибыли от продаж, или когда низкий спрос на продукцию не дает возможности реализовать такое ее количество, которого было бы достаточно для превышения выручки над затратами.

Иными словами, под воздействием уровня цен, либо величины натурального объема продаж, либо (как правило) обоих названных факторов одновременно возникает опасность получения вместо прибыли убытка от продаж. Тогда необходим ответ на вопрос: какой должна быть минимальная выручка, покрывающая все переменные и постоянные затраты при нулевой прибыли. Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от конкретных условий динамики цен, натурального объема продаж, соотношения переменных и постоянных затрат на реализуемую продукцию.

Анализ безубыточности является достаточно простым по форме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.

В общем случае, без учета налоговых эффектов, операционная прибыль предприятия (П) за отчетный период формируется так: П = ВР – Зпост – Зпер , где ВР – выручка предприятия за период в денежных единицах (ВР = ц × Q, ц – цена реализации единицы продукции, руб.; Q – объем реализации в натуральном выражении, шт., кг и т.п.); Зпост – постоянные затраты, руб.; Зпер – совокупные переменные затраты, руб.

Если обозначить удельные переменные затраты в руб. – Зпер, то формулу можно представить в следующем виде: П = (ц – Зпер ) × Q – Зпост.

Точка безубыточности (Qкр) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) позволяет покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли (П = 0). Точку безубыточности можно найти из уравнения:

 



Просмотров 1698

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!