Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фирма в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Максимизация прибыли. Чистая конкуренция и эффективность



Основные признаки свободной (совершенной) конкуренции.

1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него (продукты питания). Исключены все формы дискриминации участников. Любой может открыть или закрыть свое дело.

2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Можно вкладывать деньги, ресурсы в любое выбранное дело, перемещать их.

3. Полная информированность каждого участника конкуренции (о спросе, конкуренции).

4. Абсолютная однородность одноименных продуктов (отсутствие сильных торговых марок).

5. Независимость в принятии решения от других участников. Реальный уровень цен мало зависит от желания отдельных субъектов, так как их много и вклад каждого в общий рынок незначителен – «невидимая рука рынка».

Главная особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного произ­водителя, т.е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Т.е. конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль. Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Достижение ситуации экономической эффективности требует выполнения двух критериев - производственной эф­фективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечислен­ными свойствами - минимальным уровнем издержек, эффек­тивным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефи­цита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков.


Эффективность финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Принципиальное построение показателей эффективности. Система показателей рентабельность, эффективность, издержек, результатов, активов, капитала, инвестиций, труда.

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде объема реализации услуг) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.

Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях и хозяйствующих субъектах предусматривает:

- ориентацию предприятий (отраслей) на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике;

- выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятий (отраслей) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современной технологии и улучшения организации производства;

- создание действенного механизма повышения эффективности.

В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основной целью деятельности любого предприятия. Если выручка превышает совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции, финансовый результат деятельности предприятия свидетельствует о получении прибыли. Если затраты превышают выручку, то финансовый результат деятельности предприятия будет отрицательным и принимает форму убытков. Таким образом, прибыль характеризует превышение доходов предприятия над его расходами.

Как общий показатель деятельности предприятия прибыль отражает все стороны его производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства и конкурентоспособность производимой продукции. Предприятие должно стремиться к получению такого объема прибыли, который позволил бы ему не только удерживать свои позиции на рынке выпускаемых предприятием товаров и оказываемых услуг, но и обеспечивать развитие производства и устойчивое финансовое положение в условиях конкуренции.

Прибыль предприятия представляет собой финансовый показатель, отражающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и рассчитывается как сумма:

- прибыли (убытка) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой финансовый результат, полученный от основной деятельности промышленного предприятия, и поэтому является основной частью прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов (то есть выручкой в оптовых ценах предприятия) и расходами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации продукции в целях налогообложения перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прочие доходы и расходы возникают вследствие операций, не связанных с основной деятельностью предприятия по производству и реализации продукции.

Чистая прибыль предприятия представляет собой часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельность продукции – отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Рентабельность основных средств – отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

Рентабельность продаж – прибыли от продаж к выручке.

Рентабельность персонала – отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

Коэффициент базовой прибыльности активов – отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

Рентабельность активов – отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

Рентабельность инвестированного, перманентного капитала – отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

Показатели использования ресурсов предприятия. К ресурсам предприятия относятся: материальные ресурсы, основные производственные фонды и трудовые ресурсы. Основными показателями эффективности использования:

- материальных ресурсов являются материалоотдача и материалоемкость,

- основных производственных фондов - фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и фондорентабельность;

- трудовых ресурсов – производительность труда, темп прироста которой сравнивается с темпом прироста среднемесячной заработной платы одного работника.

 



Просмотров 2025

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!