![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Фирма в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Максимизация прибыли. Чистая конкуренция и эффективность
Основные признаки свободной (совершенной) конкуренции. 1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него (продукты питания). Исключены все формы дискриминации участников. Любой может открыть или закрыть свое дело. 2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Можно вкладывать деньги, ресурсы в любое выбранное дело, перемещать их. 3. Полная информированность каждого участника конкуренции (о спросе, конкуренции). 4. Абсолютная однородность одноименных продуктов (отсутствие сильных торговых марок). 5. Независимость в принятии решения от других участников. Реальный уровень цен мало зависит от желания отдельных субъектов, так как их много и вклад каждого в общий рынок незначителен – «невидимая рука рынка». Главная особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного производителя, т.е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Т.е. конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Максимальная прибыль достигается в двух случаях: а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС). Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р. Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС. Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р. Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам. Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль. Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR. Достижение ситуации экономической эффективности требует выполнения двух критериев - производственной эффективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечисленными свойствами - минимальным уровнем издержек, эффективным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефицита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Принципиальное построение показателей эффективности. Система показателей рентабельность, эффективность, издержек, результатов, активов, капитала, инвестиций, труда. Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде объема реализации услуг) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам). Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации. Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях и хозяйствующих субъектах предусматривает: - ориентацию предприятий (отраслей) на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике; - выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятий (отраслей) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современной технологии и улучшения организации производства; - создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности. В условиях рыночной экономики получение прибыли является основной целью деятельности любого предприятия. Если выручка превышает совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции, финансовый результат деятельности предприятия свидетельствует о получении прибыли. Если затраты превышают выручку, то финансовый результат деятельности предприятия будет отрицательным и принимает форму убытков. Таким образом, прибыль характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Как общий показатель деятельности предприятия прибыль отражает все стороны его производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства и конкурентоспособность производимой продукции. Предприятие должно стремиться к получению такого объема прибыли, который позволил бы ему не только удерживать свои позиции на рынке выпускаемых предприятием товаров и оказываемых услуг, но и обеспечивать развитие производства и устойчивое финансовое положение в условиях конкуренции. Прибыль предприятия представляет собой финансовый показатель, отражающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и рассчитывается как сумма: - прибыли (убытка) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; - прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой финансовый результат, полученный от основной деятельности промышленного предприятия, и поэтому является основной частью прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов (то есть выручкой в оптовых ценах предприятия) и расходами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации продукции в целях налогообложения перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прочие доходы и расходы возникают вследствие операций, не связанных с основной деятельностью предприятия по производству и реализации продукции. Чистая прибыль предприятия представляет собой часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Рентабельность продукции – отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости. Рентабельность основных средств – отношение (чистой) прибыли к величине основных средств. Рентабельность продаж – прибыли от продаж к выручке. Рентабельность персонала – отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала. Коэффициент базовой прибыльности активов – отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов. Рентабельность активов – отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов. Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Рентабельность инвестированного, перманентного капитала – отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу. Показатели использования ресурсов предприятия. К ресурсам предприятия относятся: материальные ресурсы, основные производственные фонды и трудовые ресурсы. Основными показателями эффективности использования: - материальных ресурсов являются материалоотдача и материалоемкость, - основных производственных фондов - фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и фондорентабельность; - трудовых ресурсов – производительность труда, темп прироста которой сравнивается с темпом прироста среднемесячной заработной платы одного работника.
![]() |