Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Маржинальный анализ прибыли
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли. Уровнем безубыточности УБm на шаге m называется отношение объема продаж (производства), соответствующего «точке безубыточности» (Vкрm), к проектному (Vm) на этом шаге. Под «точкой безубыточности» понимается объем продаж, при котором чистая прибыль становится равной нулю. При определении этого показателя принимается, что: - объем производства равен объему продаж; - объем выручки меняется пропорционально объему продаж; - доходы от внереализационной деятельности и расходы по этой деятельности не зависят от объемов продаж; - полные текущие издержки производства могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Расчет уровня безубыточности производится по формуле: . Точка безубыточности Vкрm определяется по формуле: где CFm – условно-постоянные издержки на шаге m, включая амортизацию, налоги и иные отчисления, относимые на себестоимость и финансовые результаты, не зависящие от объема производства; DCm – доходы от внереализационной деятельности за вычетом расходов по этой деятельности на этом шаге; P – цена единицы продукции; CV1m – условно-переменные издержки на единицу продукции (услуг), включая налоги и иные отчисления, относимые на себестоимость и финансовые результаты, пропорциональные выручке за исключением налога на прибыль на m-м шаге. На практике используется также формула для определения уровня безубыточности следующего вида: где Sm – объем выручки на m-м шаге; Cm – полные текущие издержки производства продукции (производственные затраты плюс амортизация, налоги и иные отчисления, относимые как на себестоимость, так и на финансовые результаты, кроме налога на прибыль) на m-м шаге; CVm – условно-переменная часть полных текущих издержек производства на m-м шаге; DCm – доходы от внереализационной деятельности за вычетом расходов по этой деятельности на m-м шаге. На рис. 1 приведен графический способ определения точки безубыточности. Рис. 1. График точки безубыточности 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкурентоспособность - это преимущество именно данного товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Цена потребления - важный, но не единственный фактор конкуренции. Сегодня выход на современный мировой уровень определяют качество продукции и уровень сервиса. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик. Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции. Критерий качества по сравнению с ценой является наиболее агрегированной характеристикой, т.е. состоит из большого числа комплексных и единичных показателей. Из двух составляющих конкурентоспособности потребитель отдает предпочтение в большинстве случаев качеству, но в отдельных случаях он на первое место ставит цену. Одна из причин заключается в идентичности по качеству сравниваемых товаров (услуг). Примером приоритета цены является приобретение малообеспеченными слоями населения товаров на продовольственных рынках, где, как правило, отсутствуют элементарные условия торгового обслуживания. Покупателей с высоким уровнем дохода, приобретающих престижные товары, эксклюзивную одежду, привлекают магазины с высоким уровнем цен, который является индикатором хорошего качества товара. В настоящее время зарубежные экономисты все больше склоняются к определению качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Некоторые даже утверждают, что сейчас у компаний на первом плане стоит удовлетворение требований потребителей, а достижение прибыли уходит на последнее место. Для инженера качество продукции есть совокупность свойств (лучше набор свойств - выше качество), а для экономиста - степень удовлетворения потребности (чем ближе качество к конкретной, реально существующей потребности, к оптимальному уровню качества - тем лучше). Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворявшее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. На каждой ступени развития общества требования к качеству - результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, в значительной мере проявляющегося в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции. Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат непрерывного роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадиях разработки, производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат. С середины 50-х годов 20 века наступила «постиндустриальная эпоха», для которой характерно производство высококачественных товаров в расчете на потребителя с относительно высоким уровнем доходов. Центр тяжести в предпринимательской деятельности в этот период переместился на технический прогресс - создание новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. Более активную позицию в отношении качества товаров заняли в этот период потребители. Они стали требовать все более полной информации о покупаемом товаре, гарантий качества и защиты своих интересов.
|