![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Рынок услуг. Формирование и особенности рынка услуг. Виды рынка услуг. Классификация рынков услуг
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами. Рынок услуг - экономические отношения между продавцами и потребителями услуг, сфера обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций. Рынок услуг различает материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся услуги, направленные на удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя. Материальные услуги обеспечивают восстановление (сохранение, изменение) потребительских свойств изделия или изготовление нового изделия по заказу потребителя, а также обеспечивают перемещение грузов и людей и создают условия для потребления. Нематериальными услугами называют услуги, не связанные с товарами в их материальной форме. Стоимость товаров здесь не учитывает затраты труда на осуществление нематериальных услуг: это области здравоохранения, образования, банковские и консультационные услуги и т.д. Существуют отрасли и сферы, в которых тесно переплетаются и те, и другие виды услуг, например этим отличается рынок гостиничных услуг. Эта сфера вообще весьма своеобразна: с одной стороны она постоянно востребована, с другой - к ней на сегодня предъявляются гораздо большее количество претензий, чем к ряду других сфер. Это касается и материальной, и нематериальной стороны её деятельности. Тех капиталовложений, которыми на сегодня располагает гостиничный бизнес, явно не достаточно для того, чтобы поднять на европейский уровень данную отрасль. Подобных же замечаний достоин и рынок туристических услуг. И здесь дело не в отсутствии необходимого количества потребителей, хотя по сравнению с другими странами, россияне путешествуют крайне мало. Всё дело в качестве предоставляемых услуг. На сегодня рост рынка туристических услуг сочетается с общей раздробленностью всей нашей туристической отрасли. Мелкие нежизнеспособные компании сначала оттягивают на себя часть клиентов, а потом низким качеством обслуживания или же мошенническими действиями дискредитируют это направление. Рынок финансовых услуг - это отдельное направление. Под ним обычно понимают сектор экономики, внутри которого непосредственно взаимодействуют продавцы и покупатели финансовых услуг, а оказание финансовых услуг – это предпринимательская деятельность, напрямую связанная с обращением долевых, долговых ценных бумаг, а так же денег в экономике. Иными словами, это те деловые отношения, которые формируют спрос и предложение финансовых ресурсов и осуществляют их движение для полноценного выполнения различных деловых операций. Существует концепция, которая описывает разнообразие спроса. С её помощью рынок разделяется на группы покупателей со схожими характеристиками для изучения их отношения к некоему товару или услуге. Эта концепция носит название сегментации рынка. Чаще всего разделение рынка производится по пяти признакам: операционному, демографическому, закупочному, личностному и ситуационному, а так же сюда входит так называемая межрыночная сегментация. Сегментация рынка услуг так же не является исключением, разделяясь по упомянутым пунктам. Например, сегментирование рынка услуг по ситуационному признаку включается в себя такие переменные, как срочность выполнения заказа, размеры предоставления услуги и область её применения. Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения. Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. Финансовый план предприятия. Финансовый план - это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы. В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость. Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу. В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение: - доходы и поступления средств; - расходы и отчисления денежных средств; - кредитные взаимоотношения; - взаимоотношения с бюджетом. Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы Стратегические планы – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы. В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы: 1. Инвестиционная политика предприятия: - политика финансирования основных средств; - политика финансирования нематериальных активов; - политика в области долгосрочных финансовых вложений. 2. Управление оборотным капиталом: - управление денежными средствами; - управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия); - управление запасами. 3. Дивидендная политика предприятия. 4. Финансовые прогнозы: - прогноз доходов предприятия; - прогноз расходов; - общая потребность в капитале; - бюджет денежных средств. 5. Учетная политика предприятия. 6. Система управленческого контроля. Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода. Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия. Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.
![]() |