Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Бюджетирование на предприятии. Разработка смет по центрам ответственности
Бюджетирование – процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности. Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение. Задачи бюджетирования: - повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии - выявление рисков и снижение их уровня - повышение гибкости и приспособляемости к изменениям. Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами. При организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг) особое внимание необходимо обратить на центры ответственности – структурные подразделения, возглавляемые руководителями, несущими ответственность за результаты их работы. Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход – это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям: - центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия; - во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо; - в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат; - необходимо четко определить сферу полномочий ответственности руководителя каждого центра ответственности. Руководитель отвечает только за те показатели, которые он может контролировать; - для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности; - руководители центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период. Деление производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, методов переработки исходных материалов, состава выпускаем мой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов. Центры ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности, подразделяются на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций. Центр затрат – это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования. Центр продаж (дохода) – это подразделение (например, сбытовое), руководитель которого отвечает только за формирование доходов в установленных объемах. Взаимосвязи между затратами на работу такого центра и выручкой (доходом) практически нет; основным контролируемым Показателем здесь является выручка (доход), а также определяющие ее показатели: объем сбыта, структура реализации и цена. Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. Руководитель центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль. Центр инвестиций – это подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Управление деятельностью центра инвестиций можно осуществлять при помощи операционного бюджета (сметы), отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках. Инструменты учета по центрам ответственности – сметы и отчеты. Смета для центра ответственности должна содержать данные об ожидаемых затратах на определенный объем продукции или объем работы за определенный период. Все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными работниками. Кроме обычных смет при этой системе целесообразно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Надо иметь в виду, что по переменным расходам зависимость затрат от объема производства прямо пропорциональная. По условно-переменным расходам их зависимость от объема производства выражают коэффициентом зависимости, который можно рассчитать методами корреляции. Постоянные расходы принимаются за независящие от объема производства. Содержание отчетов центров ответственности зависит от типа центров и уровня управления. По центрам затрат, например, в отчетах мастеров должны быть сведения по каждой контролируемой статье расходов: расходы по смете, фактические расходы и др. Целесообразно при использовании гибких смет в отчетах по каждой контролируемой статье расходов показывать расходы по смете; расходы, скорректированные на фактический объем; фактические расходы; отклонения фактических расходов от расходов по смете и от скорректированной величины. В отчете по предприятию кроме контролируемых расходов по предприятию дают данные о затратах по каждому цеху. В отчете по цеху кроме контролируемых расходов по цеху приводят данные по участкам. Отчеты центра прибыли должны содержать показатели, формирующие прибыль – объем реализации, производственная себестоимость, коммерческие расходы, операционные расходы, а также вычеты из прибыли и различные показатели прибыли.
|