![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цены. Система цен и ценообразование
Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органам. Система цен - это виды цен, их взаимная связь и соотношение. Взаимосвязь и взаимозависимость цен обусловлены следующими обстоятельствами: - формированием цен на единой методологической основе (на законах стоимости, спроса, предложения и др.); - взаимосвязью производства и всей хозяйственной деятельности. Основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы является соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства. Поскольку отдельные отрасли тесно взаимосвязаны между собой, установление количественных пропорций между ними диктует определенное соотношение цен, в которых выражается стоимость продукции отдельных отраслей, и на их основе устанавливаются натуральные и стоимостные показатели. Если на продукцию одних отраслей будут установлены чрезмерно высокие цены, а на продукцию других - чрезмерно низкие, т.е. если чистый доход будет необоснованно перераспределен в пользу одних отраслей, то это может вызвать нарушение пропорциональности между отдельными отраслями материального производства. Для продукции различных отраслей и продукции разных видов требования к соотношению цен различны. Цены на продукцию близких и тесно связанных отраслей, на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары должны иметь одно соотношение; цены на продукцию менее взаимосвязанных отраслей, а также на независимые товары имеют другое соотношение. Особо следует отметить соотношение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Так, например, цены на различные виды топлива должны быть связаны с их калорийностью. Поэтому одна тонна разного топлива (угля, нефти и пр.) не может иметь одну и ту же цену. Точно так же в определенном соотношении должны быть цены на разные виды строительных материалов, на натуральные и синтетические волокна, на металл и пластические массы и т.д. В определенном соотношении должны быть цены на разные виды продукции, представляющие последовательные стадии производственного процесса, например на чугун, сталь, прокат. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом. 1. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг. Этот вид цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам. 1.1. По характеру обслуживаемого экономического оборота: цены на промышленную продукцию; цены на продукцию строительства; цены на продукцию сельского хозяйства; тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта); цены научных и проектных разработок; ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов; наценки и скидки в сфере обращения; розничные цены на товары и услуги населению. Тарифы на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту. По своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен. 1.2. По сроку действия: постоянные; временные; сезонные; разовые; договорные. 1.3. По территориальному признаку: единые по стране; поясные; зональные; местные. 1.4. По способу отражения транспортных расходов: цены в местах производства товаров (пунктах отправления); цены в местах потребления товаров (пунктах назначения). 1.5. По характеру установления, фиксации: твердые; подвижные; скользящие. 1.6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке: рыночные (свободные); регулируемые; лимитированные или предельно допустимые. 1.7. В зависимости от новизны товара: цены на новые товары; цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время. 1.8. По способу получения информации об уровне цены: публикуемые; расчетные. 1.9. В зависимости от вида рынка: цены товарных аукционов; биржевые котировки; цены торгов. 2. Планово-учетные цены: цены плановых расчетов; цены статистического учета; цены проектных расчетов. 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот: внешнеторговые цены; внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары. Методы ценообразования: затратный метод; рыночный метод потребительской оценки; рыночный метод следования за лидером; аукционный метод; тендерный метод; параметрический метод; метод удельных показателей; метод структурной аналогии; агрегатный метод; балловый метод; метод корреляция-регрессионного анализа; психологическое ценообразование.
Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги. Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. По определению основоположника теории маркетинга Ф Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена . Для пояснения этого определения рассмотрим понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Нужда - ощущение нехватки человеком чего-либо Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Спрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Нетрудно перечислить спрос конкретного общества в конкретный момент времени. Однако спрос - показатель недостаточно надежный, так как он меняется. На смену выбора влияют и изменения цен, и уровень доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Обмен - это основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена. Обмен - это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Роль маркетинга в экономике - повышение ее торгово-операционной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка. Цели в маркетинге могут быть классифицированы следующим образом: 1. Рыночные - завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков; 2. Маркетинговые - создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба; 3. Управленческие - совершенствование структуры управления; 4. Обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара; 5. Контрольные. Задачи маркетинга: 1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму. 2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы. 3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов. 4. Формирование ассортиментной политики фирмы. 5. Разработка ценовой политики фирмы. 6. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики. 7. Сбыт продукции и услуг фирмы. 8. Коммуникации маркетинга. 9. Сервисное обслуживание. Состояния спроса и задачи маркетинга Спрос бывает: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный. 1. Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования. 2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека. 3. Скрытый спрос - это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. 4. Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п. 5. Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): - часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения. 6. Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддержать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. 7. Чрезмерный спрос - это, когда уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации. 8. Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга - убедить таких любителей отказаться от таких привычек. Маркетинговые услуги условно делятся на исследования в области маркетинга, маркетинговые консультации и BTL. Такие маркетинговые услуги, как исследования на сегодняшний день осуществляют более чем двести двадцать агентств, при этом не каждое является узкоспециализированным. Порядка тридцати процентов от этого числа располагаются в российской столице, прочие находятся в регионах. Важность исследований в области маркетинга понимает большинство предпринимателей, поэтому объемы таких услуг постоянно растут в России. При таком исследовании можно не только выстоять в условиях жесткой конкуренции, но и получить основания для фактически обоснованных и объективных стратегических решений, узнавать о предпочтениях и потребностях целевой аудитории покупателей, оценивать потенциальную перспективность товара по различным сегментам рынка, проводить анализ и оценку комплекса мероприятий компании для увеличения объемов продаж. Также исследования помогают повышать эффективность каждого канала по продвижению и распространению продукции, определять положительные и отрицательные стороны у конкурентов, проводить анализ собственных слабых и сильных сторон (так называемый SWOT), способствуют правильной стратегии по противостоянию конкурентному натиску. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования. Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач: - открытие нового дела; - перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности; - подготовка заявок для получения кредитов; - обоснование предложений по приватизации государственных предприятий. Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании. Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте. План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров. Основное назначение бизнес-плана: - проработать решения по развитию каждого вида деятельности; - составить план и график работ, действий; - информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.); - усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение. При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации: - организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; - выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон; - формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются: - общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка; - выбор стратегии и тактики конкуренции; - оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Основные информационные разделы бизнес-плана: 1. Концепция, обзор, резюме. 2. Описание базового предприятия. 3. Описание продукта. 4. Анализ рынка, маркетинг и продажи. 5. План производства. 6. Организационный план. 7. Окружение и нормативная информация. 8. Финансовый план. 9. Риски проекта и их минимизации. 10. Календарный план реализации проекта.
![]() |