Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Туристско-рекреационные ресурсы делятся на природные и социально-экономические



Природные туристско-рекреационные ресурсыделятся на две группы:

а) по компонентам природной среды: климатические, водные, лесные, горные.

б) по функциональному назначению: оздоровительные, познавательные, спортивные.

К социально-экономическим ресурсам относятся историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т.п.) и явления (этнографические, политические, производственные).

Следует при этом иметь в виду, что для развития туризма нужны финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Поэтому существует и такая классификация рекреационных ресурсов, которая делит их на непосредственные и косвенные.

К непосредственным ресурсам относятся те, которые используют сами туристы

(красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, познавательные объекты). Для использования непосредственных ресурсов привлекаются косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые. Совокупность природных, технических, социальных процессов и явлений, окружающих людей в процессе осуществления ими их рекреационной деятельности составляет рекреационную среду. Рекреационная среда меняется во времени под влиянием изменений вышеперечисленных элементов этой среды, для многих из которых, в первую очередь для природных условий, характерна цикличность.

Для итоговой оценки рекреационных ресурсов и прогноза возможностей организации рекреационной деятельности наиболее применим комплексный картографический метод отображения информации. Картографический метод позволяет свести воедино характеристики всех видов туристско-рекреационных ресурсов и наглядно отобразить их территориальное распределение на фоне существующих инфраструктур.

В качестве наглядного примера можно привести карту «Казахская ССР: туристская схема». М. ГУГК, 1982г. На этой схеме нанесены государственные и административные границы, болота, пески, солончаки, особоохраняемые территории -заповедники и заказники, и объекты инфраструктуры: областные центры, крупные города и поселки, железные и автомобильные дороги, станции технического обслуживания и бензозаправочные станции, судоходные реки, речные л морские порты, туристские организации, гостиницы, турбазы, курорты, экскурсионные объекты: музеи, памятники природы и исторические. В пояснительной записке к карте дан перечень всех памятников по областям и в г.Алма-Ате.

Аналогичная по содержанию карта, но дополненная сеткой районирования территории Казахстана по наличию туристско-экскурсионных объектов, представлена в «Атласе Казахской ССР часть 2-я. Социально-экономические условия, история.» М. ГУГК. 1985 на страницах 32-33.

Примером рекреационного картографирования меньших территорий, но с большей степенью детальности отображения всего комплекса ресурсов является карта «Туристско-рекреационных ресурсов Семиречья» Алматы, 1997 г. На этой карте специальными значками и стандартными картографическими знаками показана инфраструктура, границы особоохраняемых территорий (заповедников, национальных парков и заказников) и административно-территориальное деление.

Оценка природного потенциала дана фоновым цветом на комплексной ландшафтной основе. Значками показаны наиболее крупные экскурсионные природные и исторические объекты, нанесен маршрут Великого Шелкового Пути. Оценка суммарного туристско-рекреационного потенциала различных районов Семиречья выполнена в виде круговых диаграмм, в которых дана только качественная оценка возможных видов рекреации и туризма. Ориентируясь в первом приближении на эти диаграммы можно определять возможность занятия конкретными видами туризма и рекреации в каждом районе, а от этого уже планировать деятельность рекреационных предприятий.

Рекреационные потребности человека удовлетворяются при помощи специальных средств рекреации; лечебных, природно-климатических, диетных, культурно- спортивных, социально-психологических. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, которое нарастает до определенного предела. При удовлетворении чувство неудовлетворенности исчезает, однако с определенной цикличностью следует новое напряжение потребности.

Социологическое изучение населения позволяет выделить следующие группы потребностей:

Витальные - жизненные (еда, воздух, сон, солнце, движение, и т.д.).

Экологические (в снятии воздействия неблагоприятных экологических

факторов, в безопасных природных условиях).

Социальные (в желаемой смене социальных ролей, снижения уровня

социального контроля).

Психологические (освобождение от принудительного общения,

снижение потока информации).

Духовное (повышение культурного уровня, осознание смысла жизни).

В наше динамичное время границы труда и рекреации становятся все более подвижными, стандартизированный ритм труда и отдых исчезает, и это обстоятельство должно учитываться организаторами туристских структур при разработке содержания тех или иных туров. Хозяйственная оценка природных ресурсов - определение эффекта, который дает хозяйству использование, природных ресурсов в данном районе или пункте.

Подбор информации, характеризующей хозяйство определенного региона, показ соотношения между его хозяйственными и рекреационными возможностями целесообразно проводить по следующей структуре:

1. Общая характеристика хозяйства района, его место в хозяйстве области, республики, сопредельных государств. В этом разделе необходимо дать следующие показатели: структура отраслей, специализация в производстве продукции, производственно-сырьевые связи с соседними районами, экономическая эффективность хозяйства (убыточность или прибыльность), и т.д.

2. Природные условия и природные ресурсы района и их хозяйственная оценка.

Природные условия, совокупность географического положения территории, природных ресурсов и других компонентов географической среды (геологическое строение, рельеф, климат, реки, озера, растительность и животный мир). Природные условия являются важнейшими объектами краеведения и оказывают непосредственное влияние на размещение производства, расселение населения, рекреацию и другие формы человеческой деятельности.

Характеризуя отдельные компоненты природной среды надо оценивать их не вообще, а применительно к той или иной форме рекреации или виду туризма.

Природные ресурсы, часть всей совокупности природных условий, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Главные виды природных ресурсов: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные, земельные минеральные ресурсы, растительность, растительность животного мира.

3.Краткая историческая справка о развитии хозяйства района. Возможности получения информации по этому этапу рассмотрены выше в разделе этнографические аспекты изучения населения.

4. Сведения о населении района детально рассмотрены в разделе «Население».

5.Характеристика хозяйства и возможности его развития в ближайшие годы. Выполнение этого этапа исследований нудно проводить по общепринятой системе представления информационно-справочного и статистического материала - по отраслям хозяйства.

Основными отраслями хозяйства являются: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, сфера обслуживания.

Сельское хозяйство, одна из главных отраслей материального производства; возделывание сельхозкультур и разведение сельско­хозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства. Объекты и продукция сельского хозяйства представляют практический интерес как для краеведения, так и для рекреации и туризма.

Промышленность, самая крупная и технически оснащенная отрасль материального производства, материальная основа индустриализации экономики. Создает орудия труда и другие средства производства, а также

является неотъемлемой частью и объектом краеведения. Современные трудовые ресурсы являются решающим составным компонентом любой рекреационной системы, а все слои население в целом - субъектами рекреации.

Население - совокупность людей, живущих в пределах конкретной территории (49). В краеведении характеризуется такими показателями как исторические этапы формирования, этническая структура (национальный состав), демографические показатели (численность, половозрастной состав, прирост, смертность, трудовые ресурсы, миграция и т.д.), социальные аспекты.

Сведения по историческим этапам формирования этнической структуры населения можно получить в монографических работах по этнографии. Этнография - ( от греч. «этнос»- народ, «графо» - описание) - это историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры и быта-| составных частей мировой цивилизации. ( 79).

Кроме этого, практически все исторические, литературно-художественные и описательные географические источники информации содержат материалы по этнографии.

Демографические исследования дают полную информацию о современном населении. Демография (от греч. demos- народ и grapho-питу) - наука о закономерностях воспроизводства населения в его общественно-исторических условиях (49).

Материалы по характеристике современного состояния населения республики Казахстан имеются в достаточном объеме. Прежде всего это Атлас Казахской ССР ч.2 , в котором характеристика населения дается на 15 картах. Сведения на картах атласа даны на начало 80-х годов, поэтому нуждаются в корректировке. Наиболее свежую демографическую информацию от уровня области до республики содержат ежегодные статистические справочники. Существует и аналитическая научная литература по отдельным регионам, по республике, по СНГ и миру.

Социальные аспекты краеведческих исследований дополняют характеристику населения сведениями о делении на различные социальные группы, классы, об их интересах и взаимодействиях.

Социология - наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования общества как целостной системы и отдельных социальных подсистем, институтов и общественных групп.

Сведения по всем аспектам краеведческого изучения населения представляют практический интерес, поскольку все возрастные и социальные группы населения заинтересованы в расширении спектра услуг на базе рекреационных ресурсов. Одни в качестве отдыхающих (дети, пенсионеры, отпускники и т.д.), другие в качестве обслуживающего персонала, поскольку в туристско-рекреационной сфере услуг заняты практически все отрасли обслуживания. Существенное значение в краеведческих исследованиях необходимо уделить характеристике типов расселения населения (городскому и сельскому), поскольку от характера расселения зависит тип населенных пунктов и вся инфраструктура на которую будет опираться рекреационная деятельность.

Населенные пункты (населенное место), постоянно или сезонно обитаемое место проживания населения. Все населенные пункты имеют географические названия (топонимы) и характеризуются в краеведении административным статусом, численностью населения, пространственной формой, компактностью и другими показателями.

Детальные материалы по характеристике населения обязательно будут использоваться в планировании и организации рекреационной деятельности. Они позволят классифицировать все населения по этническим, возрастным, социальным группам и исходя их рекреационных мотиваций этих групп и более мелких коллективов и индивидуалов подбирать виды рекреации.

Рекреационная мотивация является неизученной областью социологической науки, но именно она составляет основную цель социологического изучения населения для организации рекреационной деятельности. При этом достоверная информация о рекреационных мотивах большого количества людей ( как внутри страны, так и за ее рубежами) является основным прогнозирующим фактором в развитии рекреационно-туристских структур.В настоящее время в развитых странах получает все большее развитие отдых в одиночку, вдвоем, малой группой, при котором потенциал туристских фирм ( структур) приспосабливается к желаниям одного или нескольких человек. Потребность в отдыхе имеет интегральный характер, но вполне может быть структурирована на следующие уровни:

-физиологический (питание, лечение, лечебные движения);-сексуальные (удовлетворение половой потребности); экзистенциональные (в физической и социальной безопасности отдыха и лечения); социальные.

Выводы:На основе данных социально-географических и экономико- географических исследований можно высчитать туристский потенциал района, города, области или целой страны. Эти исследования помогают составить полную картину о социально-экономическом положении изучаемого объекта со всеми его проблемами и перспективами для дальнейшего развития туризма.

Литература:

1. Вуколов В.Н. Основы туристско-краеведческой работы// Сб. типовых учебных программ, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для ВУЗов. Алматы, 2002.

2. Географические аспекты исследования рекреационных систем. - М., 1979

3. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. -М.: Педагогика, 1981.

 

ЛЕКЦИЯ № 8



Просмотров 2266

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!