Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правонарушение и виды правонарушений



Билет 2

1. Определение и основные признаки и сущность права

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаками права являются: волевой характер (воля законодателя, выраженная в законе, потребности и интересы общества); общеобязательность (требования законов должны соблюдать все независимо от пола, возраста, должности, специальности, места и т.д.); нормативность (регулятивность, т.е. регулирование общественных отношений. В этом схожа с нормами морали, традиций, обычаев); связь с государством (этим отличается от других социальных норм); формальная определенность (право закрепляется в договорах, законах, в указах, приказах); системность (право состоит из логически построенной, упорядоченной системы норм).

К социальным нормам относятся: нормы права, морали, обычаев, традиций, этики, а также религиозные и корпоративные нормы.

2. Сущность права. Понятие и структура правовой нормы.

Сущность права - это глав­ная, внутренняя, относительно устойчивая качественная осно­ва права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности обще­ства, характером классов, социальных групп населения, отдель­ных индивидов общая воля как результат согласования, сочета­ния частных или специфических интересов, выраженная в за­коне либо иным способом признаваемая государством и высту­пающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

3. Понятие и структура нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.

Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).

Признаки нормативно-правового акта:

1) Представляет собой официальный письменный документ,

2) Имеет установленную форму и реквизиты,

3) Принимается в ходе правотворческой деятельности,

4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,

5) Принимается на основе норм права,

6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,

7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,

8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,

9) Адресован широкому кругу лиц,

10) Рассчитан на многократную реализацию.

 

 

Билет 3

1.Понятие и виды правоотношений.

Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

· Гражданские правоотношения;

· Административные правоотношения;

· Уголовные правоотношения и др.

Оно состоит из трёх необходимых элементов:

§ субъектов правоотношения;

§ объекта правоотношения;

§ юридического содержания правоотношения.

Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения.

2. Правосознание и правовая культура

Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе.

Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

позитивное право, т.е. действующее законодательство;

источники права;

правооотношения;

· законность и правопорядок;

· реализация права;

· государственный аппарат;

индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая наука, литература, образование и др.

Этот перечень является открытым.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей.

Правосознание - это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие:

· правовую идеологию;

· правовую психологию.

3. Понятие и принципы законности и правопорядка

Правопорядок - это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.

Основными признаками правопорядка являются:

его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством,

К главным принципам правопорядка относятся:

законность;

конституционность;

целостность;

структурность;

иерархичность;

нормативность;

справедливость;

подконтрольность;

простота;

гарантированность;

общеправовые и общесоциальные принципы.

Законность - это режим реального действия права в государстве.

Основными формами проявления законности являются:

воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

верховенство закона, соответствие всех законов конституции - основному закону, а всех подзаконных актов - законам; неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь - государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

эффективная государственная и общественная зашита действия конституции и законов.

Новеллами современного понимания законности являются:

ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;

понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

К основным принципам законности относятся:

единство - одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество- из нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);

целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

В качестве примеров нарушения режима законности можно привести:

прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органа ми и должностными лицами;

несоблюдение прав и свобод человека;

принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

неправильное применение права;

совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не являются нарушением законности:

уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);

мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

Правонарушение и виды правонарушений

Правонаруше́ние — деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом (вменяемым физическим лицом, достигшим определенного возраста). п.1 ст.28 Кодекса РК об админ. правонарушениях

Объект правонарушения: общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемыми нормами права. Субъект: лицо, совершившее правонарушение.

Признаки: а) Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.

б) антиобщественность- причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства

в) противоправность- нарушение нормы административного права и иных отраслей права

г) виновность- противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица(умышленное или по неосторожности)

д) наказуемость- административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). В свою очередь они могут быть дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

 

11) Понятие, предмет конституционного права

Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; определяет общие основы управления всеми общественными процессами нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами:
1) метод обязывания;
2) метод запрещения;
3) метод дозволения;
4) метод признания.

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы — это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и
дизпозитивные нормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают
свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы — это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы — это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы — это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм.

Субъекты конституционного права — это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депутаты органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений выступают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство, вступая в отношения с другим государством или человеком.

 

12) Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Универсальные и общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

К универсальным принципам конституционного права относятся:

-принципы высшей юридической силы и прямого действия Конститу­ции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК);

-принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека ( ст.12, ч.2 Конституции РК)

К общим отраслевым принципам конституционного права относят­ся:

-принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами;

- принцип суверенитета;

- принцип принадлежности государственной власти народу, ее един­ство;

- принцип признания идеологического и политического многообра­зия.

Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоя­тельную группу.

В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты:

1. Основы конституционного строя

2. Права и свободы человека и гражданина

3. Административно-территориальное устройство

4. Избирательная система

5. Президентская власть

6. Законодательная власть

7. Исполнительная власть

8. Судебная власть и прокуратура

9. Местное государственное управление

10. Местное самоуправление

11. Порядок изменения Конституции

 

 

13) Понятие и сущность Конституций Республики Казахстан

Конституция — это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, и правовое положение личности.

Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной Закон, обладающий высшей юридической силой и закреп­ляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и дея­тельность системы государственных органов.

Конституция представляет собой отражение в области права резуль­татов соотношения политических сил, участвующих в осуществлении го­сударственной власти на определенном историческом этапе. В этом за­ключается ее сущность. Поэтому Конституция - это не только правовой, но и политический акт.

Значение Конституции определяется ее функциями. Функции Консти­туции - ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Основными функциями Конституции являются:

- Юридическая функция. Конституция является основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридиче­ской силой и лежат в основе других отраслей права;

- Политическая функция. Конституция регулирует порядок функцио­нирования политической системы общества;

- Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая

идеологическое многообразие, является средством идеологического воз­действия;

- Экономическая функция. Конституция определяет формы собствен­ности в государстве, порядок их функционирования.

 

16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». 28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства. 30 августа была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан – основной, главный нормативный акт государства и общества, избравших путь демократического, цивилизованного развития. Конституция как, основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Конституция принята народом Казахстана и в ней выражается воля народа. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Вступила в силу 5 сентября 1995 года в день опубликования результатов республиканского референдума. Внесены изменения и дополнения Законом Республики Казахстан от 7 октября1998 года, 21 мая 2007года, 2 февраля 2011 года.

 



Просмотров 679

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!