![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан
Конституция характеризует Парламент как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции. Как высший представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии.Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:утверждает республиканский бюджет;отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;вносит изменения и дополнения в бюджет;может одобрить или отклонить Программу Правительства;может выразить вотум недоверия Правительству.Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 летСенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. 7 депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат.Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Общие положения авторского права. Авторское право – часть гражданского права, регулирующая отношения, возникающие в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной и иной объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Кроме того, авторское право – подлежащее правовой охране субъективное право автора произведения науки, литературы и искусства, являющегося результатом творческой деятельности автора, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Виды произведений, являющихся объектами авторского права, перечислены в ст. 972 ГК и ст. 7 Закона об авторском праве, которыми предусмотрено, что объектами авторского права являются: 1) литературные произведения; 2) драматические и музыкально-драматические произведения; 3) сценарные произведения; 4) произведения хореографии и пантомимы; 5) музыкальные произведения с текстом или без текста; 6) аудиовизуальные произведения; 7) произведения скульптуры, живописи, графики и другие произведения изобразительного искусства; 8) произведения прикладного искусства; 9) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; 10) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 11) карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; 12) программы для ЭВМ; 13) другие произведения авторы объектов авторского права имеют на них весьма значимые имущественные (исключительные) и личные неимущественные права, действующие в течение всей их жизни и пятидесяти лет после их смерти. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет под псевдонимом или анонимно, действует в течение пятидесяти лет, считая с первого января года, следующего за годом выпуска произведения в свет. По истечении срока действия авторского права на произведение оно становится общественным достоянием. Произведения, являющиеся общественным достоянием, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Однако при этом должно соблюдаться право авторства, право на авторское имя и право на неприкосновенность произведения, так как эти права согласно п.6 статьи 982 ГК РК охраняются
88. Общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность. К универсальным принципам конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся: -принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); -принцип абсолютности и не отчуждаемости прав и свобод человека ( ст.12, ч.2 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: -принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; - принцип суверенитета; - принцип принадлежности государственной власти народу, ее единство; - принцип признания идеологического и политического многообразия. Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли - правовых институтов. Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты: 1. Основы конституционного строя 2. Права и свободы человека и гражданина 3. Административно-территориальное устройство 4. Избирательная система 5. Президентская власть 6. Законодательная власть 7. Исполнительная власть 8. Судебная власть и прокуратура 9. Местное государственное управление 10. Местное самоуправление 11. Порядок изменения Конституции В нормах правовых институтов охватываются все стороны регулируемой сферы общественных отношений. В них также содержатся специфические понятия. Например, содержание института гражданства выражается в таких понятиях, как «гражданин», «гражданство», «выход из гражданства», «права, свободы и обязанности граждан». Входящие в структуру правового института нормы объединены общими правовыми принципами и идеями. Например, институт гражданства основывается на принципе единства и равенства граждан, независимо от оснований его приобретения. Характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, место каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между конституционно -правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов. Статья 64 1. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. 2. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. 3. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6)статьи 57 Конституции. 4. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются конституционным законом. Статья 65 1. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. 2. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра. 3. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Статья 66 Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; 2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; 3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; 4) организует управление государственной собственностью; 5) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; 6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; 7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики; 8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; 9) Исключен Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-І ЗРК. 10) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. Статья 67 Премьер-Министр Республики Казахстан: 1) организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу; 2) Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-ІІІ ЗРК. 3) подписывает постановления Правительства; 4) докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства. Статья 68 1. Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед Премьер-Министром Республики за работу подчиненных им государственных органов. Член Правительства, не согласный с проводимой Правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности. 2. Члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, за исключением случаев, когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством. Статья 69 1. Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. 2. Премьер-Министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. 3. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Республики. Статья 70 1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Казахстан. Перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству. В случае выражения Мажилисом доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики. 2. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту Республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. 3. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству. 4. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. 5. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства. 6. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей. 7. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства. 90. Согласно Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»№213 от 24 марта 1998 года. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: -законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; -конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона; -кодексы РК; - законы РК, а также указы Президента РК, имеющие силу закона; - нормативные постановления Парламента РК и его палат; - нормативные указы Президента РК; - нормативные постановления Правительства РК; - нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии РК; - нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений Акимов административно- территориальных единиц определяется Конституцией РК и законодательными актами о местном государственном управлении. Нормативные постановления Конституционного Совета РК основываются только на Конституции РК и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие, Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний.
![]() |