Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Муниципальные нормативные правовые акты в сфере образования



 

Муниципальные образования также наделяются определенными полномочиями в сфере образования. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[35] к вопросам местного значения относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования;

- организация отдыха детей в каникулярное время и т. д.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования закреплены в ст. 9 Закона об образовании 2012 г.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Таким образом, нормы образовательного права могут содержаться в нормативных правовых актах, принимаемых на муниципальном уровне[36].

Муниципальные акты, регулирующие образовательные отношения, — самая многочисленная группа источников образовательного права, принимаемая органами местного самоуправления по вопросам образования, отнесенным к компетенции муниципальных властей (решение Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 29 марта 2013 г. «Об утверждении Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях городского округа Коломна, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», решение Петрозаводского городского Совета от 28 сентября 2010 г. «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных учреждениях Петрозаводского городского округа», постановление Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 24 апреля 2007 г. «Об утверждении Положения об организации отдыха детей в каникулярное время в городе Набережные Челны», постановление Главы Администрации г. Махачкалы от 3 июня 2010 г. № 1667 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений г. Махачкалы» и т. д.).

Как и применительно к нормативным правовым актам, принимаемым на уровне субъекта Российской Федерации, в отношении муниципальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения, Законом об образовании 2012 г. (п.п. 4 и 5 ст. 4) устанавливается требование о соответствии содержащихся в них норм предписаниям федерального закона.

Этот принцип, обеспечивающий единство и непротиворечивость законодательства об образовании, приводит в настоящий момент к актуализации муниципальных источников образовательного права, принятых до 2012 г.

 

Локальные нормативные акты

 

Новеллой Закона об образовании 2012 г. является включение отдельной статьи, посвященной локальным нормативным актам[37]. Локальные акты (приказы, положения, правила, регламенты, инструкции и т. д.) имеют особое значение для правового регулирования образовательных отношений, поскольку принимаются образовательными организациями по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Ими устанавливаются правила приема обучающихся, режим занятий, организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, определяются порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и т. д. Вопросы, регламентируемые локальными актами «ближе» всего к участникам образовательных правоотношений. Локальные акты часто становятся первым опытом использования обучающимися, родителями несовершеннолетних обучающихся источников позитивного образовательного права.

Требования к локальным актам закреплены в Законе об образовании 2012 г. Согласно ст. 30 Закона локальные нормативные акты должны приниматься:

- во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации; они не могут содержать нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством;

- во-вторых, в пределах компетенции образовательной организации, от которой они исходят;

- в-третьих, в порядке, установленном уставом соответствующей образовательной организации.

Локальные нормативные акты, не соответствующие данным требованиям, не могут применяться и подлежат отмене издавшей их образовательной организацией. Негативные правовые последствия, предусмотренные Законом об образовании 2012 г., для локальных актов, принятых с нарушением установленных требований, преследуют цель обеспечить единство и непротиворечивость всей системы правового регулирования образовательных отношений.

Ценность локальных нормативных актов и их особое место в системе источников образовательного права объясняются тем, что при принятии таких актов, в случае, когда локальными актами затрагиваются права обучающихся и работников образовательной организации, используются особые процедуры, позволяющие учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также представительных органов работников.

Такие процедуры позволяют обеспечить «точную настройку» локальных нормативных актов и в полной мере учесть интересы всех участников образовательных правоотношений.

 

Заключение

 

2013 г. войдет в историю современного российского права как год вступления в силу нового федерального закона об образовании. Значение этого законодательного акта для всех сторон российской социально-экономической жизни, пожалуй, никем не ставится под сомнение. Никем не ставилась под сомнение и настоятельная необходимость законодательных реформ в сфере образования — прежний закон об образовании 1992 г. давно уже изжил себя.

Ожесточенные споры велись на этапе обсуждения законопроекта и продолжаются до сих пор в связи с различными взглядами на содержание и пути реализации реформы образования в Российской Федерации. В настоящей статье мы не касались вопросов реформирования системы образования, оправданности, эффективности изменения тех или иных материальных норм: предметом исследования стала форма образовательного права, а не его содержание.

Удалось ли с принятием нового закона об образовании сформировать эффективную систему правового регулирования образования? — Ответ на этот вопрос спустя некоторое время даст правоприменительная практика. Однако уже сейчас можно сказать, что задача систематизации законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, по-прежнему остается в повестке дня. Тот факт, что регламентация важнейших аспектов образовательной политики осуществляется десятками (!) различных федеральных законов, с одной стороны, позволяет утверждать о незавершенности работ по систематизации российского законодательства об образовании, а с другой стороны, усложняет реализацию задачи приведения в соответствие с федеральным законодательством многочисленных региональных и муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере образования. И, конечно же, такое состояние законодательной базы образования не облегчает ее использование субъектами образовательного права, к числу которых, без преувеличения, можно отнести большую часть российского населения.

Таким образом, можно заключить, что со вступлением в силу в 2013 г. нового закона об образовании завершился продолжительный этап реформирования законодательства об образовании, но в вопросе о его систематизации и оптимизации правовых форм точка пока не поставлена.

 



Просмотров 4787

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!