![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРОВЕТРИВАНИЕ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК 5 часть
§328. Ежесменно перед началом перевозки людей вагонетки, служащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, должны осматриваться специальным лицом, назначаемым руководителем предприятия, а парашютные устройства - опробоваться путем включения ручного привода; выработки и пути должны быть осмотрены, порожние вагонетки пропущены по выработке один раз для того, чтобы удостовериться в отсутствии причин, могущих повлечь сход вагонеток с рельсов. Результаты осмотра записываются в специальную прошнурованную книгу по форме, установленной главным инженером организации (предприятия).
§329. Во время перевозки людей кондуктор должен находиться в передней части первой вагонетки по направлению движения. В этом же месте должна находиться рукоятка ручного привода парашютных или тормозных устройств.
Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработках, где производится перевозка людей в специальных вагонетках, должны соответствовать типу парашютных устройств и ходовой части применяемых вагонеток. У вагонеток, предназначенных для перевозки людей по двух путевым выработкам, проемы со стороны междупутья должны закрываться съемной рамкой с проволочной сеткой.
§330. Вагонетки состава, служащие для перевозки людей, должны быть соединены между собой двойными сцепками или одной сцепкой и предохранительными цепями.
§331. Центровой стержень сцепки, крюки и предохранительные цепи вагонеток и клетей для перевозки людей должны иметь 13-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке и заменяться новыми не позднее чем через 5 лет после навески.
§332. Выработки, служащие для спуска - подъема людей, должны оборудоваться аварийной и рабочей сигнализацией машинисту подъема. Аварийная сигнализация должна быть доступна людям, находящимся в подъемном сосуде (клеть, вагонетка).
Рабочая сигнализация должна указывать машинисту, с какого горизонта подан сигнал. Доска с указанием сигналов вывешивается во всех местах приема и подачи сигналов. Между машинистом и посадочными площадками должна быть установлена телефонная связь.
§333. Запрещается передвижение людей по подъемному отделению наклонных выработок.
Передвижение по подъемному отделению наклонных выработок и переход через них разрешаются во время остановки подъема и лишь при закрытых барьерах.
§334. Запрещается во время работы подъемных устройств в наклонных выработках входить на площадки, на которых производятся сцепка и расцепка вагонеток, лицам, не участвующим в этой работе, о чем должны быть вывешены предупредительные плакаты.
§335. При откатке по наклонным выработкам должны быть предусмотрены приспособления, препятствующие скатыванию вагонеток вниз при обрыве каната или сцепки.
При концевой откатке должны применяться съемные ловители, устанавливаемые на последней по отношению к запанцировке каната вагонетке. Партия вагонеток должна быть снабжена ловителем при движении как вверх, так и вниз.
Ловители должны рассчитываться на нагрузку, возникающую при движении груженой вагонетки, на длине свободного скатывания вагонетки, а конструкция их должна быть согласована с ВостНИИ или МакНИИ.
Сцепки при откатке концевым канатом и прицепные устройства для откатки бесконечным и концевым канатами должны изготавливаться на заводах или в центральных механических мастерских (ЦММ), прицепные устройства для откатки концевым и бесконечным канатами должны иметь маркировку с указанием допускаемой нагрузки, заводского (ЦММ) номера и года выпуска.
Новые типы сцепок, а также прицепных устройств и запанцировок канатов должны согласовываться с институтами, имеющими лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России.
Панцири и прицепные устройства при откатке концевым канатом должны испытываться при каждой запанцировке каната путем спуска и подъема максимального груза с последующим тщательным осмотром состояния запанцировки и прицепного устройства.
Результаты осмотра должны записываться в "Журнал записи разультатов осмотра подъемной установки".
§336. Приемные площадки выработок, оборудованные плитами, на которых производятся сцепка и расцепка вагонеток, должны быть горизонтальными.
§337. При откатке концевыми канатами:
а) на верхних приемных площадках наклонных выработок с горизонтальными заездами должны устанавливаться задерживающие стопоры;
б) выше нижних приемных площадок должны устанавливаться предохранительные барьеры, оборудованные амортизирующими устройствами с автоматическим или дистанционным управлением, выполненные в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации "Барьеры канатные амортизирующие для наклонных выработок".
Необходимость и сроки оборудования наклонных выработок барьерами с амортизирующими устройствами устанавливаются организацией (предприятием) по согласованию с органом госгортехнадзора.
В выработках со сроком службы до 1,5 лет и углом наклона до 10° при небольшом (1-2 вагонетки) количестве вагонеток в составе допускается иметь барьеры жесткого типа;
в) ниже верхних приемных площадок, а также в заездах промежуточных выработок могут устанавливаться барьеры жесткого типа, прочность которых должна определяться расчетом. Управление такими барьерами должно быть дистанционным. В выработках длиной до 30 м, предназначенных для транспортировки вспомогательных материалов и оборудования, допускается применение барьеров с ручным управлением.
§338. Наклонные выработки, оборудованные только ленточными конвейерами, могут служить путями сообщения для людей при наличии с одной стороны свободного прохода шириной не менее 0,7 м, а с другой стороны - зазора не менее 0,4 м от выступающих частей конвейера.
§339. Запрещается сопровождать вагонетки при уклоне путей свыше 3° и при скорости свыше 1 м/с.
§340. При грузовой откатке концевыми канатами для сцепления вагонеток между собой, а также для прикрепления их к канату должны применяться сцепки и прицепные устройства, не допускающие произвольного расцепления. При откатке концевыми канатами в выработках с углом наклона свыше 18° должны применяться контрцепи.
Сцепные устройства вагонеток должны иметь запас прочности не ниже 6-кратного, а прицепные устройства при откатке концевым канатом - не менее 10-кратного запаса прочности по отношению к максимальной статической нагрузке, при которой они применяются. При расчете максимальной статической нагрузки должно учитываться сопротивление движению вагонеток.
§341. На верхних приемных площадках наклонных выработок после концевого выключателя для защиты от переподъема должны устанавливаться гасители скорости.
§342. На действующих и строящихся шахтах должны быть выделены лица, ответственные за организацию подъема и спуска людей и грузов, за состояние и осмотр канатов, подъемных машин, прицепных, предохранительных и других устройств.
§343. Установка сошедших с рельсов вагонеток, платформ или противовесов допускается только после принятия мер против их скатывания.
§344. Вагонетки или платформы, оставляемые на наклонном пути для производства работ, должны быть надежно закреплены и прицеплены к тяговому канату.
§345. Максимальная скорость канатной откатки на наклонных выработках не должна превышать величин, предусмотренных §423 настоящих Правил.
§346. Лебедки, служащие для подъема и спуска грузов по наклонным выработкам, должны иметь рабочий и предохранительный тормоза.
§347. Все площадки для посадки людей в поезда и проходы к ним должны быть освещены в соответствии с §503 настоящих Правил.
§348. Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам должны производиться в клетях. При проходческих работах в вертикальных выработках спуск и подъем могут производиться также и в бадьях.
Спуск и подъем людей в самоопрокидывающихся бадьях разрешаются при наличии блокировки, обеспечивающей подъем бадьи не выше нижней приемной площадки.
Пропуск бадей через полки и натяжные рамы должен контролироваться выделенным рабочим - полковым.
Перевозка людей и грузов лифтовыми установками должна производиться в соответствии с "Инструкцией по безопасной эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах горнорудной и нерудной промышленности".
§349. В вагонетках и клетях для перевозки людей по наклонным выработкам с уклоном свыше 50° не требуется устройства ручного привода парашютов, а также обслуживания специальным кондуктором .
§350. При спуске и подъеме людей и грузов в бадьях:
а) бадьи должны перемещаться по направляющим; движение бадей без направляющих допускается на расстоянии не более 20 м от забоя. При использовании на проходке вертикальных выработок проходческих агрегатов (погрузочных машин, грейферов и др.) это расстояние может быть увеличено до 40 м;
б) запрещается спуск и подъем людей в бадьях без направляющих рамок и не оборудованных зонтами для предохранения рабочих от травмирования случайно упавшими предметами.
В отдельных случаях при выполнении аварийных и ремонтных работ в стволе допускается спуск и подъем людей в бадьях без направляющих рамок. При этом:
скорость движения бадьи по стволу не должна превышать 0,3 м/с;
зазоры между кромкой бадьи и выступающими конструкциями элементов ствола должны быть не менее 400 мм;
над бадьей должен быть установлен предохранительный зонт;
направляющая рамка должна быть надежно закреплена на разгрузочной площадке, а разгрузочные ляды закрыты;
в) посадка людей в бадьи и выход из них должны производиться на нижней приемной площадке со специальных лестниц или по ступенькам бадьи только при закрытых лядах и остановленной бадье;
г) посадка людей в бадьи и выход из них на промежуточных горизонтах и камерах должны производиться с откидных площадок, а на полках и натяжных рамах только тогда, когда борт остановленной бадьи находится на уровне раструба или пола этажа при наличии дверей в раструбе;
д) запрещается подниматься или опускаться, стоя или сидя на краю бадьи, а также производить спуск и подъем людей в груженой бадье;
е) запрещается спуск и подъем людей в бадьях, разгружающихся через дно;
ж) подъемная установка должна иметь предохранительные устройства, позволяющие включать привод ляд только после прохода через них спускающейся бадьи и направляющей рамки;
з) подъемная установка должна быть оборудована устройствами, сигнализирующими о зависании направляющей рамки.
При спуске и подъеме грузов и людей в бадьях проходческие подъемные установки должны быть оборудованы блокировочными устройствами, исключающими прохождение бадьи через раструб в нижнем полке, когда под раструбом находится погрузочное устройство. Сроки оснащения блокировкой устанавливаются по согласованию с органами госгортехнадзора.
Примечание. При углубке стволов с действующих горизонтов шахт должен быть обеспечен зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе (трубопроводы, балки и т.д.), не менее 240 мм.
§351. При проведении наклоных или вертикальных выработок, по которым производится подъем и спуск людей и грузов:
а) перед навеской прицепные устройства должны быть испытаны на двойную нагрузку; такие же испытания необходимо производить не реже одного раза в полугодие;
б) запрещается использование прицепных устройств не по назначению;
в) подвесные устройства должны иметь приспособления, надежно закрывающие зев крюка и исключающие самопроизвольную отцепку;
г) прицепные устройства не реже одного раза в 2 года должны заменяться новыми.
Срок службы прицепных устройств и дужек проходческих бадей может быть продлен на 1 год решением специальной комиссии под руководством главного механика шахты по результатам инструментальной проверки с применением методов неразрушающего контроля. Акт комиссии должен утверждаться главным механиком организации (предприятия).
§352. Одноэтажные подвесные полки должны быть подвешены к канату не менее чем в четырех местах.
Двух- или многоэтажные полки и их крепления к подъемному канату должны быть выполнены так, чтобы при подвеске без раскрепления или перемещения по стволу не нарушалась горизонтальная устойчивость и исключалась возможность заклинивания полков.
Соединение с подъемным канатом подвесных цепей, крюков, полков, насосов, трубопроводов, натяжных устройств и другого оборудования должно исключать возможность их произвольного разъединения.
При определении нагрузки на канаты трубопроводов (водоотлива или тампонажного раствора) необходимо считать ставы заполненными полностью, а при спуске бетонных смесей принимать нагрузку, соответствующую двум разовым подачам.
Пневматические грузчики с канатами и лебедками к ним должны осматриваться ежесуточно специально выделенным лицом.
Подвеска грузчика к канату должна быть шарнирной.
Не реже одного раза в месяц необходимо производить осмотр канатов под жимками и коушем. Результаты осмотра записываются в книгу по форме, установленной главным инженером организации (предприятия).
§353. Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши с открывающимся лазом, а также сплошной прочный пол. Допускается иметь в полу надежно укрепляемые съемные части или откидные ляды в местах, необходимых для осмотра стопорных устройств. Длинные стороны (бока) клетей должны обшиваться на полную высоту металлическими листами с отверстиями. В клети вдоль длинных сторон должны быть установлены поручни.
С коротких (торцевых) сторон клети должны быть устроены двери, предотвращающие возможность выпадения людей из клети. Конструкция дверей не должна допускать соскакивания их при движении клетей. Двери должны открываться внутрь клети и запираться засовом, расположенным снаружи. При обслуживании клети сопровождающим (лифтером) засов двери может устраиваться внутри клети.
Высота верхней кромки двери над уровнем пола клети должна быть не менее 1200 мм и нижней кромки - не более 150 мм. В клети должны быть устроены стопоры, обеспечивающие надежное задержание вагонеток при движении клети по стволу.
Грузовые и грузо-людские клети должны иметь подвесные устройства для подъема и спуска крупногабаритного оборудования и длинномерных материалов под клетью, а двери и ограждающие устройства должны быть несъемными.
§354. Расстояние в верхнем этаже клети от пола до наиболее выступающих под крышей клети ее деталей должно быть не менее 1,9 м без учета основного стержня с пружиной. Стержень с пружиной должен быть обязательно огражден предохранительным стаканом. Высота остальных этажей клети должна быть не менее 1,8 м.
Число людей, находящихся одновременно в каждом этаже клети, определяется из расчета 5 человек на 1 м
Расстояние от пола до крыши наклонной клети, оборудованной сиденьями, должно быть не менее 1,6 м.
Число людей, помещающихся одновременно в наклонной клети, оборудованной сиденьями, определяется числом мест для сиденья.
§355. Клети для спуска и подъема людей должны быть снабжены устройствами (парашютами), предназначенными для плавного торможения и остановки их в случае обрыва подъемных канатов. Применение парашютных устройств на многоканатных подъемных установках с числом головных канатов 4 и более не обязательно.
Предельный срок службы клетей должен устанавливаться заводом-изготовителем.
Замедление при торможении порожних клетей не должно превышать 50 м/с
Все шарнирные соединения парашютов должны быть смазаны и свободно поворачиваться. Испытания парашютов должны производиться не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии со специальной инструкцией для данного типа парашютов. Запрещается изготовление деталей прицепных и парашютных устройств в рудничных мастерских (на неспециализированных заводах ).
Места крепления тормозных канатов парашютных устройств и направляющих канатов в зумпфах стволов должны быть не засыпаны (систематически очищаться) и доступны для осмотра и ремонтов. Парашютные устройства должны заменяться новыми вместе с заменой клети, за исключением парашютов с захватами за тормозные канаты, которые должны заменяться не реже чем через 5 лет со дня навески.
Допускается продление срока службы парашютов с тормозными канатами на 2 года. Решение о продлении срока службы принимается комиссией, возглавляемой главным механиком шахты, при условии положительных результатов дефектоскопии, износе шарнирных соединений, не превышающем допустимых величин, указанных в Инструкции по эксплуатации парашюта, и удовлетворительных результатах испытаний парашютов.
Этой же комиссией срок службы парашютов, проработавших более 7 лет, может быть продлен на 1-3 года с учетом заключения специализированных институтов, уполномоченных Госгортехнадзором России.
§356. При проходке, углубке и капитальном ремонте вертикальных и наклонных выработок допускается спуск и подъем людей временными подъемными сосудами без парашютных устройств.
После завершения работ по проходке указанных выработок для подъема и спуска людей по ним должны применяться клети или специальные вагонетки, оборудованные парашютами.
Допускается эксплуатация подъемных установок на вентиляционных стволах, служащих для их осмотра и аварийной выдачи людей на поверхность, без оснащения клетей парашютами.
§357. Подъемы с противовесом, предназначенные для подъема и спуска людей и грузов по наклонным и вертикальным выработкам, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) подъемный канат противовеса должен быть того же диаметра, что и подъемный канат сосуда, в отношении надзора и испытания к канату противовеса должны предъявляться те же требования, что и к канату сосуда;
б) вес противовеса для установок, предназначенных исключительно для подъема и спуска людей, должен быть равен весу сосуда плюс половинный вес максимального числа людей, помещающихся в сосуде, а для грузо-людских установок - равен весу клети плюс половина веса максимального расчетного груза, который поднимается в данной клети.
При транспортировании людей на грузо-людских подъемных установках допускается в отдельных случаях уменьшение веса противовеса до значения, равного весу клети с порожними вагонетками;
в) противовесы должны передвигаться по специально смонтированным для этой цели направляющим, а для людских и грузо-людских подъемов оборудоваться, кроме того, устройствами, предназначенными для улавливания противовесов в случае обрыва канатов.
В наклонных выработках противовесы должны быть отделены от клетевых отделений прочными перегородками.
Разрешается эксплуатация противовесов действующих наклонных подъемных установок без парашютов.
Допускается отсутствие парашютов на противовесах действующих подъемных установок вертикальных стволов со стесненными условиями, если отделения клети и противовеса отделены друг от друга перегородкой из рельсов или канатов. Разрешается отсутствие перегородки, если высота рамы противовеса превышает два шага армировки при одностороннем расположении проводников. Противовес в этом случае должен быть также оборудован предохранительными башмаками длиной не менее 400 мм.
Примечание. Стесненными следует считать условия, при которых невозможно разместить на противовесе площадку длиной 1,5 м и шириной 0,4 м.
§358. Действующие одноклетевые подъемы без противовеса и все вновь проектируемые грузо-людские подъемные установки независимо от величины максимальных отрицательных усилий, служащие для спуска и подъема людей и грузов в наклонных и вертикальных выработках, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) спуск людей должен производиться подъемными машинами и лебедками с электрическими приводами, оборудованными устройствами электродинамического торможения, а также устройствами, обеспечивающими возможность генераторного режима.
Схема электродинамического торможения должна предусматривать обратную связь;
б) в случае нарушения схемы системы электрического торможения должно быть предусмотрено срабатывание предохранительного тормоза;
в) лебедки, служащие для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках по наклонным выработкам, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к подъемным машинам.
§359. Суммарный зазор между направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и проводниками при их установке должен составлять:
на базовой отметке* : ______________ * Базовой отметкой является участок проводников от места разгрузки подъемного сосуда до места установки концевого выключателя на копре, предназначенного для включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня верхней приемной площадки (нормального положения при разгрузке).
На базовой отметке должен выдерживаться номинальный размер колеи проводников.
для рельсовых проводников -10 мм;
для деревянных - 20 мм;
по глубине ствола:
для рельсовых проводников - 10 ±8 мм;
для деревянных - 20 ± 10 мм.
При применении на подъемных сосудах упругих рабочих направляющих устройств качения обязательно наличие предохранительных башмаков, устанавливаемых непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда и конструктивно не связанных с рабочими направляющими устройствами.
Суммарный зазор между контактными поверхностями предохранительных башмаков скольжения и проводников при их установке должен составлять:
на базовой отметке:
для рельсовых проводников - 20 мм;
для проводников прямоугольного сечения - 30 мм.
Башмаки скольжения либо их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на сторону.
Суммарный износ проводников и башмаков на сторону не должен превышать:
при рельсовых проводниках - 10 мм;
при деревянных - 18 мм.
При этом допускается общий износ боковых поверхностей башмака и рельсового проводника двустороннего расположения до 20 мм.
Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть:
для рельсовых проводников - 60 мм;
для деревянных - 80 мм.
Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть:
для проводников из рельсов - 65 мм;
для проводников прямоугольного сечения -110 мм.
Внутренний диаметр новых вкладышей рабочих направляющих устройств скольжения для канатных проводников при их установке должен быть на 10 мм больше диаметра проводникового каната. Глубина канавки роликов при применении направляющих роликоопор должна быть не менее 1/3 диаметра проводникового каната. Для предохранительных направляющих устройств при применении канатных проводников разница в диаметрах нового вкладыша и проводникового каната должна составлять 20 мм, а допустимый износ вкладышей направляющих - 15 мм по диаметру.
§360. Проводники подлежат замене при износе на сторону:
рельсовые - свыше 8 мм;
деревянные - свыше 15 мм;
коробчатые - свыше половины толщины стенки.
При этом допускается суммарный боковой износ рельсовых проводников при их двустороннем расположении относительно сосудов до 16 мм.
Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.
При парашютах резания деревянные проводники в стволе подлежат замене при суммарном их износе свыше 20 мм.
Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе армировки службой главного механика шахты:
для металлических - через 1 год;
для деревянных - через 6 месяцев.
§361. Эксплуатационные зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов, крепью и расстрелами в вертикальных стволах стационарных подъемных установок должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 2.
При проходческом подъеме величина зазора между средними направляющими канатами должна быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средними направляющими канатами равны 250 + Н/З мм, где Н - глубина ствола, м.
Зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе (трубопроводами, балками и т.д), должен быть не менее 400 мм.
Таблица 2
![]() |