![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Таможенный кодекс Республики Беларусь и его структура. Таможенный кодекс Таможенного союза и его структура. Сравнительно-правовой анализ кодексов
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.(Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей) При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь. ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству. Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены: порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс); ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций. Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов: I. Основные положения. II. Таможенные платежи. III. Таможенный контроль. Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов: IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации. V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. VI. Таможенные процедуры. VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров. VII. Переходные положения. По концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. 4.Общие правила действия норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Резиденты и нерезиденты по таможенному законодательству Республики Беларусь.
Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц Основополагающим для таможенного права является правило, согласно которому в таможенной деятельности применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенными органами таможенного союза. Действующими нормативными правовыми актами признаются акты, вступившие в силу. В таможенной сфере новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые нормативные акты применяться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия, по решению нормотворческих органов, закрепленному в Таможенном кодексе, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие. Для регулирования отношений, возникающих при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, применяются нормы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств. В деятельности действует правило о том, что противозаконность и наказуемость действий или бездействия определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однако норма, устраняющая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, имеет обратную силу, т.е. с момента вступления в силу она распространяется также на деяния, совершенные до ее издания. С момента вступления в силу нормы, устраняющей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями. Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или Действие таможенного права в пространстве. Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией таможенного союза, или правильнее – таможенной территорией государств-членов таможенного союза. Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-уча стников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза. На таможенной территории таможенного союза действует таможенное законодательство таможенного союза. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза. При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТКТС. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза. Действие таможенного права по кругу лиц. Принципы территориального действия таможенного права предопределяют и его действие в отношении лиц. Таможенное право распространяется на всех предусмотренных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории таможенного союза. При этом в разных случаях юридическое значение имеет пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации и иных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза и т.п. Из этого общего правила имеются исключения - например, действие таможенного права таможенного союза не распространяется в определенной части на лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями. Иностранные физические лица не могут быть субъектами некоторых таможенных правоотношений на территории таможенного союза, например государственно-служебных. 5.Основные задачи и функции таможенных органов. Принципы организации и деятельности таможенных органов. Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач: 1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза; 2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; 3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; 4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции; 5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу; 7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; 8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза; 9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции; 10) ведение таможенной статистики.
![]() |