Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы научного познания в науке Конституционного права РФ. Источники конституционного права РФ



Для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа-запрет, дозволение, обязывание. Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Конституционному праву известен и способ дозволения:"Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ);

Гражданско-правовой метод Отличительными чертами этого метода являются:

- равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуальное регулятивное значение;- автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его,передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

- самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам,возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Следующий метод – публично-правовой методХарактерными чертами данного метода являются: - Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;

- Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции,действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;

- Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего

органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);

- Императивный метод может выражаться также в запрещении каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и

взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на

специальную область общественных отношений.

Также используется исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, системный, ситемно-статистический, логический и др. методы.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России: международные акты, например Всеобщая декларация прав человека; Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.; федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».;

внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;

федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве РФ» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.;

законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;

постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);

решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.



Просмотров 1354

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!