Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Система Конституционного права Российской федерации как отрасли права: понятие и основные элементы



Система отрасли конституционного права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые институты, обладающие признаками элемента системы, а также структуры этих институтов.

В системе КП можно выделить следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство гос.; 4) систему органов гос. власти и систему органов местного самоуправления.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты: 1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства; 2) не порождают конкретных правоотношений; 3) определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; 4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; 5) имеют способом своей защиты общий режим охраны конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой конституции; 6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме; 7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права; 9) призваны обеспечить системное закрепление конституционных идей, основополагающих для данного общества и государства;

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения путем провозглашения, признания государством прав человека;

2) субъекты возникающих на их основе конституционно-правовых отношений обязательно включают гражданина или иное лицо с иным статусом; 3) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

4) входят в сферу взаимоотношений государства и личности; 5) включают в качестве субъекта прав человека, гражданина вне связи его с каким-либо особым правовым статусом; 6) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой конституции; 7) по сравнению с нормами других институтов в наибольшей мере воплощают общепризнанные принципы и нормы межд. права, признание приоритета межд. договоров РФ перед федеральными законами; 8) включают в систему гарантий право жалобы граждан в Конституционный суд о проверке конституционности примененного или подлежащего применению судом закона в отношении гражданина; 9)охраняются правом на обращение в Европейский Суд по правам человека; 10) предполагают подключение других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и др.).

Нормы института, который определяет систему органов гос. власти и систему органов местного самоуправления, имеют следующие особенности: 1) это нормы прямого действия, которые реализуются в

конкретных правоотношениях; 2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений, выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции РФ, в законодательстве, определяющем порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

8.Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности и виды. Субъекты конституционно-правовых отношений.Отношение, возникающее по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами гос. власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционными выступают правовые отношения, возникающие между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами конституционного права по поводу удовлетворения их интересов конституционно-правовыми средствами. Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов указанных отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения многообразны. В зависимости от временного фактора они могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к РФ и др.) или быть временными, как отношения, которые возникают, к примеру, между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом, между избирательными объединениями по поводу их вхождения в избирательный блок на период проведения избирательной кампании и др. Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т.д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут иметь конкретный регулирующий характер (в случае, если: а) стороны такого отношения персонифицированы: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; субъект права законодательной инициативы, Государственная Дума; б) субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) их поведение имеет конкретные юридические последствия и др.) или иметь общий, общерегулятивный характер, что специфично для конституционного права. Подобные отношения носят статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством, они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества - отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др., возникают непосредственно на основе Конституции и действуют в течение длительного времени.

Субъекты конституционного права. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты РФ, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.

 



Просмотров 2257

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!