Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правовое регулирование местного самоуправления в РФ



В настоящее время система правового регулирования местного самоуправления в РФ выглядит следующим образом. Конституция РФ в статье 12 закрепляет основу конституционного строя - местное самоуправление - важнейшее право населения РФ. Глава 8 Конституции регулирует местное самоуправление через систему правовых гарантий, к которым относятся право на судебную защиту местного самоуправления, запрет на ограничение прав местного самоуправления, право на муниципальную собственность и местный бюджет как экономическую основу местного самоуправления.

В РФ основной вектор правового регулирования местного самоуправления идет от федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ". Закон закрепляет территориальные, правовые, организационные, экономические основы местного самоуправления. Субъектам РФ предоставлено право регулировать вопросы местного самоуправления только в части, прямо предусмотренной ФЗ-131. Закон был принят в рамках реформы местного самоуправления 2003-2009 годов и призван установить все основные вопросы местного самоуправления, выстроив определенную модель организации муниципальной власти, внедряемую повсеместно.

Федеральными законами напрямую также регулируются некоторые другие аспекты местного самоуправления, имеющие косвенное значение. В частности, Гражданский кодекс РФ определяет вопросы правового режима муниципальной собственности, вопросы деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, существуют специальные законы по отдельным аспектам местного самоуправления. Такими законами, например, являются Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (2005г.), а также Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (2009г.).

Огромную роль в системе правового регулирования местного самоуправления играют федеральные законы, принятые по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Среди них обычно выделяют кодексы - объемные кодифицированные нормативные акты, регулирующие базовые правоотношения в той или иной сфере. Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ - все они закрепляют полномочия органов местного самоуправления в определенной отрасли общественных отношений.

Специальный федеральный закон регулирует муниципальную службу, закрепляет статус муниципальных служащих и предоставляет регионам соответствующие полномочия по регулированию муниципальной службы.

Избирательное законодательство России включает в себя несколько федеральных законов, регулирующих актуальные вопросы выборов и референдума в муниципальных образованиях. Основным избирательным законом является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Президент РФ как глава государства не является субъектом, нормативно регулирующим деятельность органов местного самоуправления. Он лишь своим указом утверждает оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти в РФ определяет социально-экономическую эффективность деятельности органов местного самоуправления. Показательным здесь будет постановление Правительства 2006 года "О предоставлении статистических показателей о социально-экономическом развитии муниципальных образований". Постановлениями Правительства РФ утверждаются также границы муниципалитетов, если регионы не установили эти границы в срок. Кроме того, Правительство ведет государственный реестр муниципальных образований.

66)Конституционные гарантии местного самоуправленияКонституция РФ (ст. 133), а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливают систему гарантий местного самоуправления:

1. Судебная защита прав местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправлении, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений;

2. Гарантия компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти РФ, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации (ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»);

3. Запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Данный запрет означает, что законодательное регулирование местного самоуправления субъектами РФ не может сужать объем прав местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, определенный федеральным законодательством.

4. Обязательность решений местного самоуправления. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

5. Обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.



Просмотров 883

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!