Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Профессиональные компетенции психолога-исследователя, практического психолога и преподавателя психологии



Требования, предъявляемые профессией к индивидуальным особенностям и личности психолога: профессионально важные качества (ПВК) психолога.

Профессиональные компетенции психолога-исследователя, практического психолога и преподавателя психологии.

9)Этапы профессионального становления.
Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности:
1) Возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) Профессиональное обучение;
3) Активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде.

Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:
1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;
2) профессионального обучения (16 – 23 года);
3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности (Е.А. Климов).

В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:
1) Оптация – период выбора профессии в учебно-профессиональ-ном заведении;
2) Адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;
3) Фаза интервала – приобретение профессионального опыта;
4) Мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
5) Фаза авторитета – достижение профессионалом высокой квали-фикации;
6) Наставничество – передача профессионалом своего опыта.

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.
1) Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
4) Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.

10) Кризисы профессионального становления.
Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы:
1) Предкритическую – происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития;
2) Критическую – фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности
3) Посткритическую – противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития..

Основываясь на этих положениях, можно анализировать кризисы профессионального развития личности:
1) Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.
2) Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений. Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности: мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций; когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п. Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.
3) Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер. Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития. Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п. Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.

11. Смыслы и ценности в профессиональной деятельности психолога:
1) Потребность в гармоничном мироощущении.
87% психологов отметили потребность в положительных переживаниях и уменьшении или ограничении отрицательных эмоций . Суждения респондентов позволили выделить три подкатегории: достижение положительных переживаний ; избе гание отрицательных переживаний ; эмоционально-нейтральные переживания
2) Потребность в общении.
64,9% психологов отметили, что общение – одна из главных цен ностей в жизни людей
3) Знания, направленные на себя.
63% психологов испытывают потребность в знаниях о себе, и психология помогает им в этом . Ответы респондентов можно разделить на две подкатегории: экстравертированные и интровертированные
4) Потребность в альтруизме.
47,3% психологов испытывают потребность в оказании по мощи другим людям, быть нужным и необходимым обществу .
5) Знания, направленные на других.
47,3% психологов испытывают потребность в знаниях о других, и в этом им помогает психология
6) Просоциальность.
Сопричастность обществу, родине, стране. 45,6% психологов испы тывают этническую сопричастность к своей стране, государству, к обществу, в котором они живут
7 ) Отношение к религии (Творец, Бог, Высший разум).
40% психологов выразили свое отношение к религии, Богу.
8) Ценность семьи.
36,8% психологов отметили, что семья, дети, родственники являются значимыми в жизни. Ответы респондентов позволили нам выделить две подкатего рии: эгоцентрация (направленность на себя, свои переживания и желания) и децентрация (направленность на других).
9) Профессиональная самореализация.
36,8% психологов испытывают потребность в профессиональной самореализации Ответы респондентов позволили нам выделить пять подкатегорий: карьера ; средство заработка; принадлежность к коллективу ; собственный профессиональный рост ; работа
10) Понимание себя и окружающих.
35% психологов испытывают потребность в понимании себя и окружающих, умении разобраться в себе, понять других

12. Особенности профессионального самосознания психолога и условия его развития.
Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходят освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведение и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;
Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры во врача, в продавца, в учителя...);
Стадия овладения учебной деятельностью (от 6 -8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать своюдеятельностьитакдалее;
Стадия «оптации» optatio - от латинского желание, выбор (от 11-12 до 14-18 лет) – это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути;
Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет), когда осваиваются основные ценностные, операциональные характеристики профессии;
Стадия развития профессионализма (от 16-23 до пенсионного возраста), который характеризуется дальнейшим вхождением человека в систему межлюдских отношений данной профессиональной общности и развитием всех элементов структуры субъекта деятельности.

Этапы формирования профессионального самосознания представляют постоянный интерес у исследователей. Для понимания проблемы профессионального самосознания, необходимо учитывать особенности формирования самосознания с детства до старости. С. Л. Рубинштейн выделяют самосознание как относительно поздний продукт развития сознания: «...не сознание развивается из самосознания, личностного Я, а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом»



Просмотров 1981

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!