Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Графические и музыкальные средства передачи информации



Информация может быть передана графикой, рисунком, живописью. Так, часто легче нарисовать план, как добраться до какого-либо дома, нежели подробно объяснять это словами. Информация, содержащаяся в рисунках, живописных полотнах может быть очень содержательной, но, тем не менее, она не может конкурировать с информацией, которую способен пере­дать язык. То же самое о музыке — она хорошо передает эмо­цию, настроение, но предметная информация ею передана быть не может.

Рассмотрев имеющиеся средства передачи информации в природе и обществе, мы приходим к выводу об уникальности естественного языка человека. Язык может выразить все то, что может быть передано и сигналами животных, и искусст­венными языками, и системами условных сигналов, и многими невербальными средствами, и графикой, и музыкой, но ни од­но из этих средств не может в полной мере и в полном объеме передать все то, что может быть передано естественным язы­ком. Таким образом, естественный язык человека выступает в обществе как наиболее эффективное и универсальное средство передачи информации.

Литература

Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. / Под ред.

6. И. Карасика. Волгоград, 2005. Американское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина.

Воронеж, 2001.

Виноградов В. В. О поэтическом языке. М., 1980. Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. М., 1987. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.


Язык как общественное явление



Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.

Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика се­годня. 1995, №4.

Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж, 2001.

Стернин И. А, Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского комму­никативного поведения. Воронеж, 2003.

Хорошая речь / Под ред. О. Б. Сиротининоп. Саратов, 2001.


Тема 3

Возникновение, эволюция и развитие языка

Возникновение языка

Возникновение языка является важнейшей составляющей эволюции человека на пути от человекообразной обезьяны к гомо сапиенс. Без языка человека бы просто не было. Вместе с тем, возникновение языка в процессе эволюции человека ос­тается одной из самых больших тайн науки о происхождении человека.

Существует несколько традиционных гипотез происхож­дения языка.

Звукоподражательная гипотеза. Согласно этой гипотезе, язык возник вследствие подражания человека различным зву­кам природы, крикам животных, звукам производимых самим человеком действий и т. д.

Междометная гипотеза. Эта гипотеза исходит из того, что звуковой язык возник из невольных выкриков человека в про­цессе трудовой деятельности, охоты, собирательства под воз­действием внешних обстоятельств или внутренних состояний.

Звукоскмволическая гипотеза. Согласно данной гипотезе, в возникновении языка ведущую роль сыграл звукосимво-лизм — бессознательно улавливаемая людьми связь звуков с некоторыми качествами или признаками предметов. Так, заме­чено, что названия маленьких предметов или понятий типа «близко», «здесь» содержат обычно звуки И, Е, а названия больших предметов и понятий типа «далеко» содержат У, О.

Гипотеза общественного договора. Эта гипотеза принад­лежит Ж. Ж. Руссо — люди договорились, как будут называть предметы.

Жестовая гипотеза. Данная гипотеза исходит из того, что звуковому языку предшествовал развитый ручной язык —


Возникновение, эволюция и развитие языка



язык жестов, и только потом жесты стали сопровождаться зву­ковыми возгласами.

Трудовая гипотеза. Эта гипотеза известна как гипотеза Л. Нуаре и Ф. Энгельса и основывается на том, что первые собственно человеческие слова возникают в процессе совмест­ной деятельности людей как обозначения трудовых процессов.

Все эти гипотезы имеют право на существование, и все они частично подтверждаются фактами языка, исследованиями антропологов, наблюдениями над становлением речи ребенка в онтогенезе. Не выдерживает критики лишь гипотеза общест­венного договора, так как неясно, как, не имея языка, люди могли бы договориться о своем языке.

Любопытно, однако, что все перечисленные гипотезы ис­ходят из того, что у первобытного человека языка не было во­обще, и пытаются объяснить, как язык вдруг появился. При этом не учитывается то, что у первобытного человека уже бы­ла достаточно развитая коммуникативная система, доставшая­ся ему от обезьяньих предков. Эта коммуникативная система никуда не исчезла, как не исчез никуда мозг человекообразной обезьяны: мозг человека не возник на пустом месте, он эволю­ционировал из мозга человекообразной обезьяны. Представле­ния о коммуникативной системе человекообразных обезьян, полученные современными антропологами и этологами, по­зволяют выдвинуть естественную гипотезу происхождения языка — язык сформировался из коммуникативной системы человекообразной обезьяны эволюционным путем, путем ее усложнения и развития, приспособления к растущим потреб­ностям развивающегося человека.

Коммуникативная система человекообразной обезьяны включает жесты, мимические сигналы и звуки, многие из ко­торых носили аффективный характер. Все эти коммуникатив­ные средства обнаруживаются и в языке современного челове­ка. Кроме того, наблюдения над формированием речи у ребен­ка показывают, что сначала в речи ребенка преобладают жесты, мимические сигналы и аффективные вербализации, а затем постепенно они уступают место все более и более чле­нораздельным вербализациям, а роль жестов и мимики, очень высокая на начальном этапе развития речевой способности,


86___________________________________________ Тема 3

постепенно сокращается и занимает место, которое соответст­вует нормам «взрослого» языка.

Жестикуляция сыграла свою роль в подготовке звукового языка. Вячеслав Всеволодович Иванов предполагает, что принципы построения последовательностей жестов рук в «языке жестов» гоминидов (семейство приматов, включающее Homo sapiens), служившие главным способом передачи слож­ных значений, были позднее перенесены на звуковые последо­вательности.

Анализируя с этой точки зрения остальные гипотезы про­исхождения языка, названные выше, можно констатировать, что все они не противоречат естественной гипотезе, а допол­няют ее, раскрывая возможные пути постепенного развития языка у человека.

Однако все названные гипотезы тем или иным способом объясняют механизм возникновения звукового языка, объяс­няют пути возникновения звуковых обозначений предметов; но они не отвечают на важнейший вопрос — а почему возни­кает язык у человека, почему человек не удовлетворился имевшимися в его распоряжении коммуникативными средст­вами, а создал развитый язык с многочисленными обозначе­ниями предметов и процессов внешнего и внутреннего мира?

Создание языка явилось следствием совершенствования трудовой деятельности человека, результатом накопления чело­веком знаний, следствием развития его мышления. Лежащие в основе развития цивилизации потребности передавать и накап­ливать во времени растущий объем знаний, сохранять накоп­ленный опыт производственной деятельности пришли в проти­воречие с возможностями наглядной передачи знаний и опыта путем демонстрации способов и приемов деятельности по прин­ципу «от человека к человеку». Это и потребовало создания раз­ветвленной системы знаков, которые могли бы фиксировать опыт и знания и передавать их от поколения к поколению.

С другой стороны, наблюдения за многими племенами показывают, что охоту эти племена описывают в виде панто­мимы с описательной песней, причем пантомима постепенно уступает место звуковому сопровождению с повелительной интонацией, которое носит управленческий характер и исхо-


Возникновение, эволюция и развитие языка



дит от лидеров и доминирующих индивидов. Усложнение ре­гулирующих функций в обществе — вторая причина возник­новения языка человека. Решающую роль в формировании языка играло, видимо, общение доминирующих особей с ос­тальными членами сообщества — звуковые сигналы «изобре­тали» вожаки и доминирующие особи.

Жестовая и мимическая составляющие коммуникативной системы первобытного человека как средства коммуникации выявили свою ограниченность в процессе эволюции — они предполагают необходимость смотреть на говорящего челове­ка, жесты отвлекают руки от труда, жесты и мимика не видны ночью, не видны за препятствием. Звуковые сигналы всех этих недостатков лишены, поэтому звуковой язык и оказался наи­более пригодным для коммуникации и начал интенсивно раз­виваться. Впоследствии была изобретена и письменность, что означало дальнейшее существенное совершенствование средств эффективной передачи знаний в обществе.



Просмотров 943

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!