Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Становление языковой системы в филогенезе



Можно реконструировать определенную последователь­ность, в которой возникали разные участки языковой системы.

Важный материал для подобного описания дают наблю­дения над формированием речи у детей, поскольку известно, что человек в своем внутриутробном и младенческом развитии повторяет основные этапы филогенеза. Кроме того, исследова­тели установили, что высшие приматы и ребенок в возрасте до 2 лет имеют очень много общего в поведении и средствах коммуникации: оперируют категориями субъект и объект, ме­сто, направление, экзистенциальность и принадлежность. У них общие формы первичной коммуникации — волевые сиг­налы, слова-предложения, двусоставные категориальные би­нарные предложения. Это позволяет строить гипотезы о по­следовательности формирования различных участков языко­вой системы по наблюдениям за последовательностью формирования системы родного языка у новорожденного ре­бенка.

Сначала возникают эмоции-команды, сигналы благопо­лучного или неблагополучного состояния. Так, у ребенка с 0 до 8 месяцев выделяются 5 типов сигналов: призыв к обще­нию с матерью, сигнал дискомфорта, сигнал благополучного пребывания во сне, сигнал о нормальном кормлении, сигнал о благополучном пребывании на руках у матери.

Далее, с 9 месяцев до 1 г. 8 мес, формируются слова-предложения, которые сопровождаются жестами. Два основ­ных типа таких предложений: требование (дац — дай; мака


Возникновение, эволюция и развитие языка



дай молока) и констатация наличия предмета (му — вот коро­ва, мама — вот мама). В этот же период начинают формиро­ваться двусловные грамматически неоформленные предложе­ния (ми бух — мишка упал, мама сёска — мама щетка, то есть мама метет). Запас слов в этот период небольшой — 10-15 единиц.

С 1 г. 9 мес. появляются многословные несинтаксирован-ные высказывания из 3-4 слов и резко и быстро начинает рас­ти словарный запас — 80, 100, 200 слов (лексический взрыв). Начинают появляться образования по аналогии.

Грамматическое оформление высказывания осваивается к 5, иногда — к 7 годам.

Формирование системы частей речи в языковом сознании ребенка выглядит следующим образом:

существительные — появляются раньше всех; после ус­
воения примерно 100 существительных ребенок начинает об­
разовывать их по аналогии; ,4

глаголы — появляются после предметного словаря, долгое время опускаются. После освоения 50 глаголов появляются первые глагольные категории;

прилагательные — появляются поздно, после существи­тельных; долго ставятся после существительных — козлик ма­ленький; после освоения примерно 30 прилагательных появля­ются их грамматические формы;

местоимения — появляются в числе первых и с самого начала употребляются правильно;

отдельные наречия — появляются рано, в числе первых слов (наречия места, времени и температуры);

служебные слова — появляются после всех знаменатель­ных частей речи, первыми появляются предлоги.

Имеющиеся данные, полученные индоевропеистами, ис­ториками языка, специалистами по лингвистическим универ­салиям, исследователями детской речи и афазии, позволяют гипотетически представить облик древнейшего языка следую­щим образом.

Сначала появляются согласные с вокалическим призву­ком, фонема включает в себя целый слог, структурно недели­мый. Позднее появляются гласные.


92_________________________________________________ ТемаЗ

В этом языке существовали слоги трех типов: типа ТА. типа А, типа S-S-S, L-L-L, М-М-М (с фрикативным или сонор­ным согласным). Эти слоги комбинировались в речи. Смысло-различительную роль играли место артикуляции звука и его высота, затем носовой призвук.

Первыми возникшими согласными были сонорные в про­тивопоставлении шумным, затем к ним присоединились фри­кативные, а потом возникло противопоставление глухие — звонкие.

Первые лексемы представляли собой, по-видимому, имена предметов и личные местоимения, а также некоторые наречия. Позднее появляются глаголы и другие части речи, служебные слова и, наконец, в некоторых языках — морфемы, формально закрепляющие те или иные лексические и синтаксические зна­чения. Состав морфем постепенно увеличивается, а их функ­ции усложняются.

В пополнении словарного запаса, появлении новых слов большую роль играла аналогия.

Развитие синтаксиса шло от обозначения эмоций-команд и эмоций-состояний к предложениям-требованиям и констата-циям наличия предмета. Язык долгое время был «несинтакси-рован», основу синтаксиса составляли простые двусоставные предложения; сложные предложения сформировались в языке уже в новейший период.

Все предложения первоначально были простыми, а связи между словами формально не выражались. Это наглядно про­слеживается и на примерах из детской речи (мама книжка чи­тать), и из речи больных афазиями (Саша пить молоко, я жить город). Появление грамматически выраженных связей было более поздним событием в развитии языка. От простых предложений, сополагаюшихся друг с другом, к развитию спе­циальных средств и структурных схем сложного предложе­ния — это общечеловеческое движение в синтаксической под­системе языка.

Развитие сложного предложения связано с появлением письменности и особенно книгопечатания. Младописьменные языки, как правило, не имеют развитого инвентаря сложных предложений.


Возникновение, эволюция и развитие языка



Основу первобытного общества составляло племя — группа людей, связанных кровным родством. Мужчины и женщины выполняли разные работы — мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собиранием плодов и ко­реньев. Это обусловило важную роль гендлерлектов в перво­бытном языке — языки мужчин и женщин обладали сущест­венными различиями.

Для древнейшего племенного языка была характерна бы­страя обновляемость словаря. У ряда современных народов, ведущих родоплеменной образ жизни, это сохранилось до сих пор: в 20-х гг. исследователь языка эскимосов описал их язык, а когда через несколько лет вернулся, застал многочисленные новые слова, даже игла была переименована.

Наблюдалась большая территориальная дробность языков. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее второй половины 19-го века описан ситуацию, когда он посещал одну за другой соседние деревни, и ему понадобилось несколько переводчиков, кото­рые переводили друг другу. Эту особенность древнейшего языка обозначают термином «первичная языковая непрерыв­ность» — каждый язык похож на соседний, но меньше — на следующий.

Таковы сегодняшние представления о древнейшем, до-письменном состоянии человеческого языка.

Язык письменного периода также претерпел существен­ные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения были общими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях. Так, в рабовладельческий период развития общества в большинстве культур возникают понятия языковой нормы и языкового стиля, возникает поня­тие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возника­ют многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств.

В период феодализма появляются кастовые языки, обслу­живающие отдельные социальные слои. В Индонезии до XV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малай­ских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский язык, а знать — английский. В Англии в период французского


94___________________________________________ ТемаЗ

владычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски и т. д. Однако постепенно кастовые языки исчеза­ют, и к концу феодального периода побеждают народные язы­ки. Появляются литературно-письменные языки, формируется книжная и народная подсистемы языка.

В период развивающегося капитализма происходит форми­рование наций, а значит, и национальных языков. Происходит четкая дифференциация языковых стилей. Широкое развитие получают социальные диалекты и жаргоны при ослаблении влияния территориальных диалектов. В многонациональных го­сударствах возникают языки межнационального общения.



Просмотров 702

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!