Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Внешние и внутренние компоненты деятельности



Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны цнс, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности (планировка в квартире).

Внутренний компонент деятельности представляет собой структуру, состоящую из 3 комплексов:

1.мотивационный комплекс (подструктура) представляет собой на а)психическом уровне индивидуальное «Я» человека и выражается через «Я хочу», «Я нуждаюсь». Он может быть осознаваем и неосознаваем. Кроме индивидуального Я(непосредственного желания), в этот комплекс включается: б)субъективный компонент, представляющий собой интересы окружающих людей. Эти интересы могут совпадать, конфликтовать или замещаться. А также в)надиндивидуальная активность, которая подчиняется только личностным целям человека, включает в себя знания всеобщего Я. г)стихийную, природную активность;

2.целевой включает в себя активность, направленную на достижение субъектом конкретных целей. Эти цели могут быть конечными и промежуточными и активность соответственно может быть свернутой, механической или развернутой, мыслительной;

3.инструментальная подструктура внутренней деятельности включает в себя орудия специфического рода, выработанные на базе природных функций (органы человеческого тела, психофизиологические функции, связанные с этими органами, операции, связанные с двигательной активностью).

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Внешняя организация активности включает в себя 3 подструктуры:

1. собственно деятельность – самая крупная единица анализа активности, обусловленная мотивационной активностью.

2. Действие - связано с целями и отвечает за процессы поведения.

3. Операции, обусловлены инструментальной основой активности. То есть на 3 подструктуре внешнее и внутреннее совпадают.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, при её восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов , происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Навыки, умения, привычки

Умения - элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством (точно и правильно выполнять действие, орерацию, серию действий). Умения включают автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Умения и навыки делятся на несколько типов:

1.Двигателные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. (в спортивной деятельности)

2.Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации.

3.Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом, выражают способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории (в творческой работе).

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки утрачиваются, теряют свои качества.

Ещё один элемент деятельности – привычка. Она отличается тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением задачи, предполагают получение продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продукта. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной. Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие её части.

Список литературы

Основная литература:

1. Введение в психологию/ Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М., 1997.-С.262-276, 407-417.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.- С. 99-114, 114-134.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 6, 19.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.- Гл.13, 14, 15.

Дополнительная литература:

5. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. - М.: Мир, 1992. - С. 264.

6. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. - С. 33-34.

Основные понятия: мотивация, потребность, потребностный цикл, мотив, цель, сдвиг мотива на цель, направленность, установка, интерес, убеждение, мировоззрение, деятельность, субъект, активность, внутренняя деятельность, интериоризация, экстериоризация; структура деятельности, действие, операция, психофизиологические функции; потребность, базовые потребности, цель, мотив, классификация мотивов, иерархия, соподчинение мотивов, мотивация; содержание деятельности, игра, учение, труд, умение, навык, привычка.



Просмотров 5569

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!