![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Препятствия на пути творческого мышления
1. Склонность к конформизму (желание быть похожим на других). 2. Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других). 3. Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости. 4. Желание найти ответ немедленно. Подробнее см.: 1. Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. Исследование творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях: ¨ исследование процесса творческого мышления; ¨ изучение продуктов творчества; ¨ изучение креативности как способности; ¨ исследование особенностей творческих личностей. Литература: 1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994. 2. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976. 3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. 4. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956, 2000. 5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. 6. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических струк-тур. – М., 1963. 7. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. 8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. Речь Мышление и речь. Особенности понятийного мышления. Соотношение мышления и речи. Функции речи. Виды речи: внешняя речь (устная диалогическая и устная монологическая, письменная речь), внутренняя речь. Речь и язык. Проблема природы эгоцентрической речи. Развитие речи. Список литературы Основная литература: 1. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.11, 12. 2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С.262-291. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – Гл. 10, 11. Основная литература: 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т., - Т.2.- М.,1982. -С. 395-415, 700-715. 5. Петухов В.В. Психология мышления. - М.,1987.- С.5-11. Основные понятия: мышление, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, эмпирическое и теоретическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, понятие, суждение, умозаключение; мышление, словесно-логическое, понятие, суждение, умозаключение, речь, язык, внешняя и внутренняя речь.
Раздел 6. Понятие «личность» в психологии Тема 6.1. Личность, её психологическая структура и формирование Требования к знаниям: 1. основные понятия, применяемые в психологии личности: 2. теоретические и методологические основы психологии как науки; 3. основные характеристики свойств и индивидуальных особенностей человека; 4. психологические характеристики личности и различных социальных групп; 5. содержание основных психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений людей; 6. специфику проявления психологических явлений в сфере работы с людьми; 7. сферы использования категориального аппарата и основ психологии личности; 8. методы психологической диагностики индивидуальных особенностей; 9. собственные индивидуальные особенности. Требования к умениям: 1. подбирать адекватные конкретному социальному исследованию методы сбора данных; 2. использовать основные методики исследования психологических феноменов; 3. интерпретировать полученные результаты в соответствии с задачами исследования; 4. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности; 5. хорошо ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей. Содержание учебного материала Категориальный строй науки и место понятия "личность". Житейские и научные воззрения на личность. Исторические периоды развития представлений о личности. Слагаемые человеческой реальности — человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность (соотношение понятий). Психологическая характеристика личности: устойчивость свойств личности, единство личности, активность личности. Проблема личности в психологии. Подходы к структуре личности. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Структура личности по К.К. Платонову: социально обусловленная подструктура (подструктуры направленности и социального опыта), биологически обусловленная подструктура, подструктура форм отражения. Структура личности по А.В. Петровскому: интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная подсистемы личности. Особенности формирования личности. Роли, позиции и социальные установки личности в группе. Социализация и развитие личности. Механизмы развития личности. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Список литературы Основная литература: 1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.14. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.16. 3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.13. 4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 311-334. Дополнительная литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999. – Разд. 4. 2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - Гл. 2, 3. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. - Гл. 1, 2 Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, субъект, темперамент, характер, способности, направленность личности, социализация, социальная роль, социальный статус.
![]() |