Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологические теории личности



Фрейдизм и неофрейдизм

Содержание учебного материала

Основания для описания и классификации теорий личности.

История жизни и становление взглядов З. Фрейда. Основные принципы и концепции психоанализа.

Психоанализ - психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Уровни психики. Структура личности. Взгляд З. Фрейда на личностную динамику, развитие личности. Стадии развития. Препятствия психологическому росту: тревожность и защитные механизмы. Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Рационализация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

Реактивное образование - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное.

Регрессия - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.

Сублимация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Либидо во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека - к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. У К.Г.Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Комплекс Эдипа - понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер-Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго (сверх-Я).

Комплекс Электры - понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца Электры.

Оценка теории, её значение для личного роста.

Влияние интеллектуальных течений 19 в на становление научных взглядов К.Г.Юнга: философии, литературы, алхимии, восточных учений.

Аналитическая психология- направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательном, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо. Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок.

Структура личности в концепции Юнга. Коллективое бессознательное. Архетипы. Основные психологические функции и установки. Типы личности. Взгляд Юнга на проблему развития личности и личностный рост. Общая оценка теории и в настоящее время.

Стадии оформления индивидуальной психологии А.Адлера.

Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А.Адлером. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 - 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А.Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Психологический смысл чувства неполноценности. Стремление к превосходству. Социальная заинтересованность и целенаправленность поведения личности. Стиль жизни и установки, связанные со стилем жизни. Креативное Я. Анализ роли социального контекста в развитии личности. Общая оценка концепции личности Адлера.

Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни, Г.С.Салливен и Э.Фромм.

Основные положения и принципы социокультурной теории К. Хорни.

Теория личности К.Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Психологический смысл «чувства беспокойства» в концепции Хорни. Основные поведенческие стратегии и типы невротической личности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма.

Теория личности Ф.Фромма - система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

Экзистенциальные потребности человека. «Социальный характер» в концепции Фромма. Проблема отчуждения. Бегство от свободы. Компульсивные механизмы. Общая оценка теории и статус в настоящее время.

Эпигенетический принцип в концепции Эриксона. Проблема идентичности и жизненные кризисы. Психосоциальные стадии развития личности. Общая оценка теории.

Список литературы

Основная литература:

1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. –С.45-151, 151-189.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб, 1997. – Гл. 3, 4, 5.

Дополнительная литература:

3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности // Составитель Р. Я. Райгородский. - Самара, 1996. - С. 44-180, 181-294, 316-374.

Основные понятия: психоанализ, бессознательное, предсознание, сознание, либидо, защитные механизмы, Ид, Эго, Супер-Эго; аналитическая психология, коллективное и личное бессознательное, архитип, психологические функции и установки; индивидуальная психология, чувство неполноценности, стремление к превосходству, стиль жизни, креативное Я; неофрейдизм, чувство беспокойства, невротическая личность; экзистенциальные потребности, социальный характер; Эго-психология, эго-идентичность, психосоциальные стадии развития.

 



Просмотров 919

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!