Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 7. Индивидуальные особенности человека



Тема 7.1. Психологические различия мужских и женских психотипов. Конституциональная психология личности.

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии личности;

2. основных характеристик свойств и индивидуальных особенностей человека;

3. психологических характеристик личности и различных социальных групп;

4. содержания основных психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений людей;

5. специфики проявления психологических явлений в сфере работы с людьми;

6. сферы использования категориального аппарата и основ психологии личности;

7. собственных индивидуальных особенностей.

Требования к умениям:

1. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности;

2. хорошо ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей.

Содержание учебного материала

Роль биологического фактора в формировании мужского и женского психотипов. Роль социального фактора в формировании мужского и женского психотипов. Этапы психосексуальной идентификации. Понятие «пол», «гендер».

Пол - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.

Пол психологический - характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли.

Половая идентичность - осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности - фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.

Половая роль - социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Влияние биологических и социальных факторов на формирование психологических характеристик пола. Психологические различия мужских и женских психотипов.

Понятие о конституции и конституциональном типе.

Конституция человека(от лат. constitutio - устройство) - система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э.Кречмер, У.Шелдон, Х.Ю.Айзенк), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции.

Конституциональная типология Э. Кречмера. Конституциональная типология У. Шелдона.

Список литературы

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М., 1998. – Гл. 12.

2. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997. - С.447-496.

Дополнительная литература:

3. Кон И. С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С.78-84.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996, 2001. – Гл.5.

5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. – М., 2002. – Гл.1.

Основные понятия: пол, гендер, психотип, психосексуальная идентификация; конституция, конституциональный тип, конституциональная психология, тип телосложения астенический, атлетический, пикнический и диспластичный), первичные компоненты телосложения: эндоморфность, мезоморфность, эктоморфность, соматотип, вторичные компоненты: дисплазия, гинандоморфность, аспект текстуры.

 

Тема 7.2. Темперамент

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии личности;

2. основных характеристик свойств и индивидуальных особенностей человека;

3. содержания основных психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений людей;

4. специфики проявления психологических явлений в сфере работы с людьми;

5. сферы использования категориального аппарата и основ психологии личности;

6. методов психологической диагностики индивидуальных особенностей;

7. собственных индивидуальных особенностей.

Требования к умениям:

1. подбирать адекватные конкретному психологическому исследованию методы сбора данных;

2. использовать основные методики исследования психологических феноменов;

3. интерпретировать полученные результаты в соответствии с задачами исследования;

4. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности; ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей.

Содержание учебного материала

Понятие темперамента. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Сущность исследований проблемы темперамента в научных школах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.

Основные психологические свойства и проявления темперамента: интроверсия-экстраверсия, пластичность-ригидность, сензитивность, реактивность, активность и др. (В.С. Мерлин, В.М. Русаков и др.)

Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.



Просмотров 832

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!