Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Наиболее известны следующие типологии характеров



1) Конституционные. Они связывают особенности характера с внешним обликом человека, его конституцией. (Ломбразо, Сего, Крейчмер, Шелдон).

2) Акцентуальные. Связывают особенности характера с его акцентуацией, т.е. с чрезмерной выраженностью отдельных черт, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Шмишек, Личко).

3) Социальные. Связывают особенности характера с различным отношением человека к жизни, к обществу, к моральным ценностям (Голланд, Фромм, Юнг).

 

33. Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3. циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4. эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6. возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7. застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8. педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9. тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10. экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11. интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12. экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

 

34. Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.

Способности– это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Б.М. Теплоевыделил три основных отличительных признака лю­бой человеческой способности.

1. Под способностями понимаются индивидуально-пси­хологические особенности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не могут быть отнесены каче­ства, в отношении которых все люди равны.

2. К способностям относятся только те индивидуаль­ные особенности, которые обеспечивают успешность вы-

полнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3. Понятие «способность» не сводится к знаниям, навы­кам и умениям, сформированным у данного человека.

Способности можно классифицировать на:

1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умствен. ные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

 


[1] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3.

[2] Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. 96.

[3] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29.

[4] Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2. С.39.

[5] Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. - Л., 1926. С 187.

[6] Там же. С. 197.

[7] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 173.

[8] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 175.

[9] Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 301.

[10] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992. С. 50.

[11] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[12] Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264.

[13] Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.

[14] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[15] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[16] Там же.

[17] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38.

[18] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

[19] Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

[20] Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958.

[21] Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.



Просмотров 528

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!