![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Наиболее известны следующие типологии характеров
1) Конституционные. Они связывают особенности характера с внешним обликом человека, его конституцией. (Ломбразо, Сего, Крейчмер, Шелдон). 2) Акцентуальные. Связывают особенности характера с его акцентуацией, т.е. с чрезмерной выраженностью отдельных черт, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Шмишек, Личко). 3) Социальные. Связывают особенности характера с различным отношением человека к жизни, к обществу, к моральным ценностям (Голланд, Фромм, Юнг).
33. Акцентуации характера Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1. гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; 2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3. циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4. эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6. возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7. застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; 8. педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9. тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10. экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11. интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12. экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
34. Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Способности– это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Б.М. Теплоевыделил три основных отличительных признака любой человеческой способности. 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не могут быть отнесены качества, в отношении которых все люди равны. 2. К способностям относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность вы- полнения определенной деятельности или многих видов деятельности. 3. Понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у данного человека. Способности можно классифицировать на: 1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умствен. ные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом; d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
[1] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3. [2] Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. 96. [3] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29. [4] Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2. С.39. [5] Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. - Л., 1926. С 187. [6] Там же. С. 197. [7] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 173. [8] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 175. [9] Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 301. [10] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992. С. 50. [11] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. [12] Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. [13] Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. С. 33-34. [14] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. [15] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. [16] Там же. [17] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38. [18] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. [19] Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. [20] Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958. [21] Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.
![]() |