Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общие и специальные способности



Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

Список литературы

Основная литература:

1. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1997. – Гл.16, 17.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – Л.14, 16.

Дополнительная литература:

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.-Гл.13, 14.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.-С. 392-418, 419-444.

Основные понятия: характер, структура характера, черта характера, акцентуация характера; способность, общие, специальные способности, задатки, одаренность, талант, гениальность.

 

31. Психологическая характеристика основных типов темперамента

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Структура темперамента В структуре темперамента выделяют три основных ком­понента:

1) общая активность индивида, которая может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности
в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;

2) эмоциональность, особенности возникновения, протекания и угасания аффектов, чувств, настроений;

3) особенности двигательной или моторной сферы, спе­цифические характеристики мышечной и речевой моторики.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его орга­ническая основа.

Свойства темперамента

Свойства темперамента — это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие дина­мику психической деятельности в различных ее сферах.

Принято выделять следующие основные свойства тем­перамента.

1. Сензитивность — определяется наименьшей силой внешнего воздействия, необходимого для возникновения
какой-либо психической реакции, и скоростью возникновения этой реакции.

2. Активность — степень интенсивности воздействий человека на окружающий мир и энергичности в преодолении препятствий на пути к поставленным целям (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания
при длительной работе и т.д.).

3. Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние стимулы одинаковой
величины (от резкого звука до агрессивного или обидного вербального обращения)

4. Пластичность / ригидность — диада противоположных свойств, определяющих легкость и гибкость приспособления человека к меняющимся условиям, или, наоборот, инертность, косность его поведения.

5. Темп реакций — характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных
психических процессов (скорость движения, запоминание,
выполнение интеллектуальных операций, темп речи, дина­мика жестов и т.п.).

6. Интроверсия / экстраверсия — диада противоположных свойств, определяющих преимущественную обусловленность реакций и поведения человека либо представлениями, образами и мыслями, связанными с прошлым и
возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт). Характеризуются также как два типа направленности психической активности: во внутриличностную сферу и вовне.

7. Эмоциональная возбудимость* — определяется наи­меньшей интенсивностью воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также скорос­тью возникновения этой реакции.

К свойствам темперамента относятся также уровень по­рогов чувствительности, степень устойчивости чувств и сте­пень волевого усилия.

Классификации темпераментов

Выделяются три основные системы объяснений темпе­рамента, на которых основаны наиболее распространен­ные его классификации.

1. Гуморальная теория, акцентировавшая связь темперамента с жидкими средами организма.

2. Конституциональная или морфологическая тео­рия, исходившая из представления о физической конституции человека (строении его тела) как главной биологи­ческой предпосылки его темперамента.

3. Нейрофизиологическая теория, соотносившая типытемперамента с устойчивыми типами нервной системы.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского – "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

"безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

"живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

покойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

"слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности

 

32. Общее понятие о характере. Структура характера.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу(лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характерчеловека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных его черт, но и свойствами, которые присущи характеру в целом.

1) Степень глубины характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности.

2) Целеустремленность характера. Означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт.

3) Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о степени его определенности. Определенная изменчивость (пластичность) характера является необходимым условием его развития или воспитания.

4) Сила характера – выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные цели, в упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятии решений.

Характер тесно связан с темпераментом. В психологической науке существуют 4 взгляда на взаимосвязь характера и темперамента.

1) Отождествление характера и темперамента (Рожидский, Кринир).

2) Противопоставление характера и темперамента – подчеркивание антагонизма (Викторов, Вирениус).

3) Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменностью частью (Рубинштейн, Городецкий).

4) Современная точка зрения. Признание темперамента природной основой характера, но темперамент не предопределяет характер.

Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера (Выготский, Ананьев). Для работы с людьми важно знать в чем проявляется характер и как по внешним признакам поведения определить характер личности.

1) Наиболее ярко характер обнаруживает себя в социально значимой деятельности, в труде характер не только проявляется но и формируется.

2) Характер проявляется в речи достаточно ясно (страстность, эмоциональность).

3) Много ценных сведений о характере дает внешний облик человека, мимика, пантомимика.

4) Особенным показателем для характера является поведение человека в сложившейся жизненных ситуациях, когда человек вынужден однозначно определить линию своего поведения.

В мировой психологической науке нет единой типологии характера, но подавляющее большинство психологов придерживается следующих основных идей.

1) Довольно рано сформировавшись характер человека проявляет себя в дальнейшей жизни, как более менее устойчивое психологическое образование.

2) Входящие в характер сочетания черт не являются случайными, они в совокупности представляют системы, различные по типам, что и позволяет строить типологию характеров.

3) В соответствие с типологией характера большинство людей может быть разделено на определенные группы.



Просмотров 5806

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!