Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №22. Основы политического и идеологического многообразия по Конституции РФ 1993г



Гражданское общество предполагает широкий идеоло­гический и политический плюрализм, вытекающий из свобо­ды человека выражать свои взгляды и участвовать в поли­тической деятельности. Люди от природы неодинаковы, раз­личны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить. В большинстве конституций мира признается идеологи­ческий и политический плюрализм через закрепление соот­ветствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Кон­ституция России возводит принцип идеологического много­образия в ранг основ конституционного строя. Помимо про­чего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарно­му прошлому, тем более что силы, заинтересованные в по­добной реставрации, в стране легально существуют. Общест­во поэтому наделяет государство правом и обязанностью га­рантировать незыблемость политической свободы и соответ­ствующих прав человека.

Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-полити­ческого монизма. Оно не сталкивается тогда с организован­ной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и до­рогостоящих избирательных кампаний, не испытывает не­удобств с неуправляемой прессой и т. д. В таком положении как раз и находилась советская тоталитарная система, не­сколько десятилетий убеждавшая народ в его "морально-по­литическом единстве". На деле же это только маскировало репрессии и в конце концов привело систему к краху вслед­ствие неудержимого стремления людей к свободе.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности об­щественного развития и пути совершенствования обществен­ного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунисти­ческая, фашистская, исламская и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсиру­ет несовершенство человеческого ума, его неспособность от­разить в одной теории все многообразие мира. Каждая теория или доктрина стремится дать идеаль­ные принципы, но только все они в своей совокупности обес­печивают самопознание человеческого общества. Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.

Гражданское общество не только фиксирует идеологи­ческий плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мне­ний, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить самопознание об­щества, своевременное осознание им грозящих опасностей и поиски путей к совершенствованию.

Признание идеологического многообразия означает пра­во каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции об экономическом, со­циальном, политическом устройстве человеческого общест­ва, предлагать практические рекомендации властям и обще­ству, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем — общество без офи­циальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, сле­довать идеологическим установкам "свыше". Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти только в результате навязы­вания, т. е. насилия над свободным разумом. И если общест­ву все-таки требуется какая-то внутренняя философская ос­нова, то ею может выступить только признание свободы че­ловека и порождаемого этой свободой идеологического плю­рализма.

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, нау­ках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естест­венно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в ре­зультате чего появляются безнравственные, античеловече­ские, расистские концепции. Государство ограничивает про­паганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Кон­ституции). Но государство не должно вмешиваться в идеоло­гическую полемику, разрешать теоретические споры. В сво­боде научной мысли заключается важная гарантия сущест­вования гражданского общества, и в этом — главная причи­на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идео­логии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму.

История ясно показала, что тоталитарное государство (фашистское или социалистическое) не может допустить идео­логического плюрализма. Оно неминуемо закрепляет в кон­ституции идеологию правящей верхушки, принуждая насе­ление к следованию ей.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело отно­сится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматрива­ется как господствующая и не должна в таком качестве мо­нопольно внедряться в сознание людей в государственных школах и высших учебных

 

Вопрос 25. Конституционно-правовое закрепление места церкви в государстве по Конституции 1993г.

 

В Конституции 1993 г. свобода совести, вероисповедания занимает особое место. Каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Основная гарантия этих прав — закрепленный в ст. 14 Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Правом на свободу совести и вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Российская Федерация — светское государство; религия отде­лена от государства, а государство — от религии. Религиозные организации не вмешиваются в деятельность органов госвласти и не участвуют в их работе. Государство:

1. не возлагает на религиозные объединения выполнение функ­ций органов госвласти, других госорганов, учреждений и орга­нов местного самоуправления;

2. не вмешивается:

- в определение гражданином своего отношения к религии и определение своей религиозной принадлежности;

- в деятельность религиозных объединений, если она не проти­воречит Федеральному закону "О свободе совести и религиоз­ных объединениях" от 26.09.97 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2006);

3. обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозное объединение добровольное объединение граждан РФ, иных лиц в целях.

- совместного исповедания;

- и распространения веры.

Признаки религиозного объединения:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, иных религиозных обрядов и цере­моний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последова­телей.

Основные формы религиозных объединений:

• религиозная группа;

• религиозная организация.

Религиозная группа имеет те же цели, что и религиозная орга­низация, но осуществляет свою деятельность без государствен­ной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Религиозная организация регистрируется в установленном поряд­ке в качестве юридического лица.

 

Вопрос 26. Понятие, содержание и конституционные принципы правового статуса личности.

Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право — это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему.

Юридическая обязанность человека и гражданина — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания.

Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:

1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права закрепляется формально-юридическое равенство граждан, равенство правовых возможностей.

2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 18 “права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.

4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий — экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.

В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

 

Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.

5. Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как нами уже отмечалось, входит норма о том, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора” (ст. 15 п. 4 Конституции РФ).

Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно “общепризнанным принципам и нормам международного права”.

Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Это положение дополняется нормой Конституции о том, что “любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что “осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”. На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст. 35 — ограничения в части пользования имущественными правами и т. д.

 



Просмотров 1802

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!