Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 21. Основы экономической деятельности государства по Конституции РФ 1993г



В Конституции Российской Федерации нет термина "ры­ночная экономика", но содержащиеся в ней нормы не остав­ляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым карди­нально меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально дру­гая роль, она исключает административно-командные функ­ции государственного аппарата и признает свободу экономи­ческой деятельности людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, дикто­вать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведо­вать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т. д.

Экономическая роль государства обрисована в Консти­туции России весьма лаконично и, в сущности, только кос­венно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем под­черкиваются самостоятельность экономики и ее саморегуляция. В то же время складывается впечатление, что российская Конституция более озабочена не закреплением принци­пов рыночной экономики, а утверждением их действенности на всей территории сложного федеративного государства с его амбициозными субъектами и укоренившимся местниче­ством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8, возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том, что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике невоз­можен.

Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствуют о полном от­странении государства от управления экономикой и уста­новлении стопроцентно либеральной экономики. Они не ис­ключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешатель­ства в экономическую жизнь. Тем самым открывается широ­кий спектр экономической политики, которая может суще­ственно различаться при разных правительствах. Если учесть, что современная российская экономика по существу склады­вается как смешанная, т. е. государственно-частная, то мож­но считать, что эта модель имеет достаточную конституци­онную основу.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- поддержка конкуренции.

Единство экономического пространства не относится к числу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. "ж" ст. 71 Конституция выражает эту мысль достаточно опреде­ленно, когда говорит о том, что в ведении Российской Феде­рации находится "установление правовых основ единого рын­ка", другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой политики и др. Все эти правомочия федеральной власти естественны для такого исторически сложившегося комплекса, каким является экономика России. В то же время ясных обязанностей регионов соблюдать единые правила "эко­номического пространства", как и установления соотноше­ния экономической компетенции Федерации и субъектов, в действующих правовых актах пока нет. Следовательно, кон­кретное содержание этого понятия будет зависеть от разви­тия законодательства Федерации и ее субъектов.

Положение ч. 1 ст. 8 Конституции сформулировано та­ким образом, что его можно понимать и как согласие на меж­дународную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов — как внутренних, так и меж­дународно-правовых.

Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о "свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств", означающее, что их движение не должно наталки­ваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вызов, дру­гих препятствий. По существу, речь идет о свободной тор­говле и банковской деятельности, без чего немыслима эконо­мическая интеграция. Указ Президента от 23 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единства экономического пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие дви­жение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

Поддержка государством конкуренции — лучший спо­соб содействия рыночной экономике. Конкуренция — самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разно­го рода монополизма, особенно государственного. Конкурен­ция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле — требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает мо­нополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста. Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной экономики, увязывающий производство и человека в единую систему саморазвиваю­щейся экономики.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономи­ческой политикой государства. Это прежде всего ликвида­ция государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные ан­тимонопольные меры, стимулирование инвестиционной ак­тивности. Такой политикой обеспечиваются улучшение ка­чества и разнообразие товаров, предотвращение дороговиз­ны, а следовательно, повышение жизненного уровня населе­ния и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обя­зывающий государство поддерживать ее, — наилучший со­юзник экономического и социального прогресса.

Свобода экономической деятельности — другой осново­полагающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод тотали­тарной государственной экономики с ее плановой и админи­стративно-командной системами. Свобода экономической дея­тельности означает, что люди могут беспрепятственно соз­давать и преобразовывать предприятия, распоряжаться про­дуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и бир­жи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправ­на, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требо­вать от государства защиты от непомерного налогообложе­ния, коррупции государственных чиновников, рэкета и орга­низованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.

В то же время свобода экономической деятельности тре­бует от государства особенного внимания, ибо злоупотребле­ние ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нару­шать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономи­ческой деятельности не только не исключает, но предполага­ет детальное и систематическое государственное регулиро­вание экономических отношений.



Просмотров 1627

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!