Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №20. Суверенитет (понятие и виды)



Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства пони­мается верховенство и независимость государственной вла­сти внутри своей страны и по отношению к другим государ­ствам. Как важнейшее свойство государственной власти су­веренитет является качественным признаком самого госу­дарства. Суверенитет государства исходит из суверенитета на­рода. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государст­венную власть. В то же время народ выступает как своеоб­разный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховен­ства власти означает нарушение коренных интересов наро­да, создает источники внутренних или международных кон­фликтов.

Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, есте­ственного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей вла­сти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и призна­ется единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие по­литические и иные силы не могут вмешиваться в исключи­тельное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта само­стоятельность государственной власти обеспечивается отсут­ствием зависимости (политической, финансовой и др.) госу­дарственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства — неотъемлемое свойство ка­ждого государства, обязательное условие его международ­ной правосубъектности. Суверенитет Рос­сийской Федерации закрепляется в следующих трех поло­жениях:

— суверенитет Российской Федерации распространяет­ся на всю территорию;

- Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

— Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Эти формулировки особенно важны для понимания но­вого российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть иных не­ограниченных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже обладающие статусом государства, могут рассматриваться только как имеющие остаточный суверенитет. Это, кстати, соответствует ст. 73 Конституции, которая "Предоставляет субъектам Федерации "всю полноту государственной власти", но только за вычетом предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федера­ции и ее субъектов. Последние, таким образом, обладают ос­таточным суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как полностью суверен­ное государство противоречат Конституции РФ, да и здраво­му смыслу. Переданные Федерации суверенные права вер­нуть назад на конституционной основе односторонне нельзя.

В таком же соотношении находятся Конституция Рос­сийской Федерации и федеральные законы, с одной сторо­ны, и все нормативные акты субъектов Федерации — с дру­гой. Положение о "верховенстве на всей территории Россий­ской Федерации" не может означать ничего другого, как ус­тановление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с кон­ституциями (уставами) и законами субъектов РФ.. Россий­ский федерализм - - это не многовластие, а ясное разделе­ние полномочий единой по своей природе власти между Фе­дерацией и ее субъектами.' В ст. 5 в связи с этим закрепляет­ся положение о государственной целостности и единстве сис­темы, государственной власти.

Государственная целостность — одна лз основ консти­туционного строя Российской Федерации: Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8„65, 67 (ч. 1), 71 (п.^'б") .

Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствую­щие меры по обеспечению целостности государства. Это дик­туется тем, что в силу длительного развития России как еди­ного государства, создания единого экономического простран­ства с участием всех народов, изменений национального со­става населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собствен­ность одной нации. Сепаратизм противоречит ценностям правового государства и интересам самих народов, тормозит эко­номический и социальный прогресс, который в наше время возможен только в условиях максимальной интеграции на­родов. Эти положения выражают волю всего многонациональ­ного народа России, принявшего данную Конституцию.

Конституционная цель сохранения целостности Россий­ского государства согласуется с общепризнанными между­народными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятой ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отно­шений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полно­му нарушению территориальной целостности или политиче­ского единства суверенных и независимых государств, дей­ствующих с соблюдением принципа равноправия и самооп­ределения народов".

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и реши­мость защищать ее в случае нападения или демографиче­ской экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на тер­риторию любого региона является тем самым нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствую­щие меры с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает тер­риторию субъектов Федерации, внутренние воды и террито­риальное море, воздушное пространство над ними. Сувере­нитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и между­народным правом.



Просмотров 1133

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!