Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев по законодательству РФ



 

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

19 февраля 1993 г. были приняты Законы Российской Федерации "О беженцах" <*> и "О вынужденных переселенцах" <**>. Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Понятие "беженец" применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом - в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе - при отсутствии поста иммиграционного контроля - в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Вопрос 34 (56). Референдум.

В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутвержде­ние) гражданами проекта какого-либо документа или реше­ния, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референ­думы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие консти­туции или внесение в нее поправок), что специально преду­смотрено > в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума -- желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значе­ние, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие рефе­рендумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют "контрольными". Например, таковыми были в 70— 80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европей­ское экономическое сообщество. Но встречаются и консуль­тативные? референдумы, исход которых не носит обязатель­ного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе рефе­рендума только 15% принявших в нем участие одобрили пе­ревод транспорта на правостороннее движение, но несмотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, ко­торый применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы ка­кой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибе­гали авторитарные правительства, добивавшиеся поддерж­ки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избира­телей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейца­рия). В этих случаях он часто приобретает антиправительст­венную направленность. Возможна ситуация, когда референ­дум носит чисто факультативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый за­кон. Он, например, предоставлял право требовать проведе­ния референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловного, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном рефе­рендуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важ­нейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в вы­явлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был про­веден для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в кон­фликте между законодательной и исполнительной властью.

Конституция РФ, предусмотрела необходимость приня­тия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный консти­туционный закон "О референдуме Российской Федерации". Согласно этому Закону, референдум РФ — всенародное го­лосование граждан РФ по законопроектам, действующим за­конам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум" регулируется также Федеральным законом "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.

Законом регламентируется характер вопросов, выноси­мых на референдум. Так, на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание при­нимает решение .о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но оп­ределенные вопросы не могут выноситься на референдум. Среди них вопросы:

1) изменения статуса субъектов РФ;

2) досрочного прекращения или продления срока полно­мочий Президента РФ, Совета Федерации и Государствен­ной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирова­ния Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (фор­мирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Феде­рации, не должны ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституци­онные гарантии их реализации.

Референдум не проводится в условиях военного или чрез­вычайного положения, введенного на всей территории Рос­сийской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня офици­ального опубликования (обнародования) результатов рефе­рендума с такой же по содержанию или по смыслу форму­лировкой вопроса.

Право на участие в референдуме. При проведении ре­ферендума Российской Федерации действуют общие прин­ципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически об­щими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреп­лены в одном федеральном законе. [Каждый участник рефе­рендума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъяв­лением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мне­ний и убеждений или отказу от них,'

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением рефе­рендума рассматриваются избирательными комиссиями, ко­миссиями по проведению референдума Российской Федера­ции, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

В референдуме имеет право участвовать каждый граж­данин Российской Федерации, достигший на день проведе­ния референдума Российской Федерации 18 лет Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за преде­лами территории Российской Федерации, обладает всей пол­нотой прав на участие в референдуме. Не имеет права уча­ствовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Назначение референдума. Инициатива проведения ре­ферендума Российской Федерации принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о про­ведении референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную ко­миссию соответствующего субъекта РФ, на территории ко­торого проживает большинство членов инициативной груп­пы, с ходатайством о регистрации группы,' Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в те­чение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Централь­ную избирательную комиссию РФ и избирательные комис­сии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указа­ла в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной груп­пой положений Конституции РФ и Федерального конститу­ционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, вы­носимого на референдум. В случае вынесения на референ­дум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в изби­рательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия прове­ряет соблюдение требований Федерального конституционно­го закона, принимает и в течение 15 дней направляет под­писные листы, экземпляр итогового протокола инициатив­ной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет со­ответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федера­ции, одновременно информируя об этом палаты Федераль­ного Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что чис­ло действительных подписей не отвечает требованиям Фе­дерального конституционного закона, выносится постановле­ние Центральной избирательной комиссии об отказе в про­ведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о про­ведении референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Кон­ституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным кон­ституционным законом о Конституционном Собрании. Реше­ние Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации на­правляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум Российской Федерации назначает Прези­дент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд Россий­ской Федерации с соответствующим запросом. Конституци­онный Суд проверяет соблюдение требований, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В слу­чае признания Конституционным Судом соблюдения требо­ваний, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обя­зан назначить референдум не позднее 15 дней со дня посту­пления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все проце­дуры, предусмотренные Федеральным конституционным за­коном, прекращаются.

Президент РФ "издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосо­вание может быть назначено на любой выходной день в пе­риод от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления одновременно с проведением референдума не допус­кается Решения и действия (бездействие) Центральной ко­миссии референдума Российской Федерации и ее должност­ных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Ре­шения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее дейст­вия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума.. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (за­явления).

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организо­вывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жа­лоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением ре­ферендума.

Для проведения голосования и подсчета голосов граж­дан, имеющих право на участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей терри­ториальной комиссией по проведению референдума не позд­нее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных ус­ловий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. 'Спи­ски участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (об­народованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме по участку референдума составляется участковой ко­миссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах; имеющих право на уча­стие в референдуме, глава местной администрации направ­ляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени про­ведения референдума вне территории своего участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референ­думе представляются для всеобщего ознакомления не позд­нее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Каждо­му гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референду­ма о не включении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточ­ности в указанном списке. Участковая комиссия обязана про­верить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в пись­менной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трех­дневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - - немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объе­динения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федера­ции, за или против участия в нем, за или против законопро­екта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или ре­лигиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда со­циального, расового, национального, религиозного или язы­кового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять лю­бые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, орга­нам государственной власти субъектов РФ, органам местно­го самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объ­единениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному вре­мени накануне дня, предшествующего дню проведения ре­ферендума Российской Федерации. В день проведения ре­ферендума и в предшествующими ему день агитация запре­щается. Запрещается также проведение агитации, сопрово­ждаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льгот­ных условиях товаров, услуг (за исключением информаци­онных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Комиссии по проведению референдума, поставлен­ные в известность о распространении анонимных или под­ложных агитационных материалов либо об иных нарушени­ях установленного порядка проведения агитации, вправе об­ратиться в соответствующие органы с представлением о пре­сечении противоправной агитационной деятельности. Запре­щается вывешивание агитационных материалов на памятни­ках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имею­щих историческую, культурную шли архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий;* по проведению референду­ма. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные- возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.

 



Просмотров 832

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!