Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Наследование по закону и его эволюция



Наследованием называется переход имущества умер­шего лица к (одному или нескольким) другим лицам.

Древнейшая система наследования по закону (эпоха законов XII таблиц) исходила из семейной общности имущества и агнатского родства. Законы XII таблиц признают первоочередными наследниками непосредственно подвластных наследователя (детей и т.д. при условии, если они к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки). Эти наследники называются «своими», а вместе с тем «необходимыми» в том смысле, что они получают наследство независимо от их воли принять наследство. Если после наследователя не оставалось «своих наследников», к наследству призывался бли­жайший по степени агнатский родственник.

Если ближайший агнат не принимал наследства, то оно не переходило ни к следующему по степени родства, ни к кому-либо другому, а становилось выморочным, т.е. действовал принцип однократности призвания к наследству.. Только в том слу­чае, если после наследователя не осталось и агнатов, к наслед­ству призывалась третья группа наследников — gentiles, члены одного с наследодателем рода.

На смену семейной собственности пришла индивидуаль­ная частная собственность. В связи с этим система наследо­вания, построенная на принципе агнатского родства, утратила свое основание. Преторский эдикт придал все-таки известное значение родству по кро­ви (когнатскому), которое стало важнее агнатского. Именно претор обеспечивал владение на­следственным имуществом соблюдая сле­дующую очередность. На первом месте он поставил детей (в состав входили также эманципированные дети).

Вторую (по очереди) группу наследников в преторском эдикте составляли legitimi, т.е. лица, которые имели право наследования по законам XII таблиц, другими словами, агнатские родственники. В третью очередь преторский эдикт призывает cognati, кровных родственников (до шестой степени включительно) в порядке близости (к наследодателю) по сте­пени. Наконец, на четвертом месте претор предоставляет на­следство по закону пережившему супругу — мужу или жене.

Помимо включения в круг законных наследников кровных родственников и пережившего супруга, претор провел еще одно новшество: он установил преемство призвания между на­следниками разных классов и степеней. Именно, если призы­ваемое к наследству лицо не принимало наследства, наследство теперь не становилось выморочным; оно открывалось следую­щему по очереди кандидату.

По Новеллам Юстиниана: 1.первый класс наследников составляли нисходящие родственники (сыновья, дочери, внуки, внучки и т.д.). Нисходящий более близкой степени исключает наследование нисходящих более отдаленных степе­ней; например, если имеются дети, то не призываются к насле­дованию внуки и т.д. Однако нисходящий родственник более отдаленной степени призывался к наследству наряду с более близкими нисходящими наследодателя, если то лицо, через которое такой более отдаленный нисходящий происходил от наследодателя, умерло до открытия наследства (наследованием по праву представления).Наследование по праву представления не следует смешивать с так называемой наследственной трансмиссией.Наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не принявших наследства), а самого наследодателя (в приведенном примере — деда). При наслед­ственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодате­ля, так что наследство открылось ему; но наследник умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство само переходит по наследству к его наследникам.

2.Во второй очереди призываются к наследству, по Новел­лам Юстиниана, восходящие родственники (отец, мать, дед, бабка и т.д.), а также полнородные братья и сестры (и дети ранее умерших братьев и сестер). При наличии восходящих ближайшей степени более отдаленный восходящий родст­венник не призывался к наследству (например, если после умершего остался в живых отец или мать, то дед и бабка не призывались). Если наследовали одни восходящие, наследство делилось по линиям (отца и матери). Это имело значение, если к наследству призывались не родители, а деды и бабки. Если призывались к наследству одновременно восхо­дящие и полнородные братья и сестры, наследство делилось между всеми ими поровну.

3. Третья очередь законных наследников составляли, по Новеллам, неполнородные братья и сестры (и дети умерших ранее неполнородных братьев и сестер, наследующих по праву представления.

4 В четвертой очереди призывались все остальные боко­вые кровные родственники (без ограничения степеней), причем ближайшая степень исключает дальнейшую.

5. Переживший супруг призывался к насле­дованию в последнюю очередь, если не вступил в наследство ни один из наследников четырех перечисленных очередей. Зато за «бедной вдовой» (т.е. не имеющей собственного имущества или приданого, позволяющего жить соответственно общественно­му положению женщины) признано было право так называе­мого необходимого наследования, т.е. право на обязательную долю в размере одной четверти наследства (впрочем, если на­следовали дети в числе более трех, вдова получала равную с ними долю). Муж не мог своим завещанием лишить жену обя­зательной доли.

7. Если к наследству призывалось несколько лиц одной и той же степени родства (например, три сына) и один из призванных не приобретал своей доли в наследстве, она прирастала к долям других одновременно призванных наследников.



Просмотров 563

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!