Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Восточный кризис 30—40-х годов XIX в



Возникновение двух соперничающих группировок в Европе отнюдь не означало, что «европейский концерт» окончательно разладился. Несмотря на политико-идеологические разногла­сия, как либеральные государства Запада, так и консерватив­ные монархии востока Европы по-прежнему были заинтересо­ваны в сохранении мира. С этой целью они были готовы и дальше активно сотрудничать между собой. Кроме того, не сле­дует преувеличивать и внутренней сплоченности обеих группи­ровок. Принадлежавшие к ним государства часто занимали противоположные позиции по важным вопросам международ­ной жизни.

Это в полной мере обнаружилось во время так называемого Восточного кризиса, который разразился в начале 30-х годов в связи с угрозой распада Османской империи из-за внутренних усобиц.

Начало Восточному кризису положил мятеж египетского паши Мухаммеда Али против турецкого султана. Египет издав­на — еще со времен арабского завоевания — находился под властью мамелюков (привилегированного сословия воинов). В


составе Османской империи он пользовался широкой самосто­ятельностью. Во время освободительной войны греческого на­рода в 20-е годы XIX в. Мухаммед Али поддерживал султана. Египетские армия и флот участвовали в боях с греческими по­встанцами. Однако по окончании этой войны он решил восполь­зоваться ослаблением султанской власти, чтобы добиться незави­симости Египта и при этом прибрать к рукам значительную часть его владений. Армия Мухаммеда Али двинулась на Стамбул, явно намереваясь захватить столицу Османской империи.

Возможность развала Османской империи обеспокоила ев­ропейские державы. Большинство из них, в том числе Вели­кобритания, Россия, Австрия и Пруссия, выступили в под­держку султана, за сохранение территориальной целостности его империи. В апреле 1833 г. русские войска высадились на азиатском берегу Босфора, преградив дорогу египетской армии на Стамбул. Они были выведены лишь после того, как между султаном и пашой было заключено перемирие (по которому паша признал над собой власть султана, но при этом получил под свое управление дополнительно Сирию, Палестину и Ки-ликию). Тем не менее, султан, не чувствуя себя в безопасности, заключил с Россией союзный договор.

Союзный договор между Россией и Османской империей был подписан 26 июня (8 июля) 1833 г. в местечке Ункяр-Ис-келеси близ турецкой столицы. Согласно этому договору Рос­сия взяла на себя обязательство прийти на помощь турецкому султану в случае, если тому будет угрожать опасность. Она обе­щала снабдить его «сухим путем и морем таким количеством войск и сил, какое обе договаривающиеся стороны признают нужным». Со своей стороны, правительство Османской импе­рии обещало по требованию российского императора закрыть Черноморские проливы для прохода иностранных военных ко­раблей. Срок действия этого договора, исключительно выгод­ного для России, определялся в 8 лет.

Ункяр-Искелесийский договор поверг западные державы в шок. То, что им виделось до сих пор только в кошмарном сне — господство России на Балканах, контроль над Черно­морскими проливами, проникновение в восточное Средизем­номорье — вдруг стало весьма похоже на реальность. На самом деле эти страхи были преувеличены. Россия последовательно проводила политику сохранения территориальной целостности Османской империи и отнюдь не стремилась к разделу «осман­ского наследства».

Угроза территориальной целостности Османской империи исходила со стороны Франции, которая стала в 30-е годы XIX в. активно поддерживать претензии египетского паши к султану в надежде укрепить свои позиции в этом стратегически


важном районе мира. Королю Луи-Филиппу, который отнюдь не был равнодушен к воинской славе, не давали покоя лавры Наполеона, попытавшегося еще в конце XVIII в. покорить Египет.

При поддержке Франции Мухаммед Али нарушил переми­рие, заключенное ранее с султаном, и в 1839 г. снова двинул свои войска на Стамбул. Разразился острейший международ­ный кризис, который поставил Европу на грань войны. Против Франции объединились старые союзники — участники анти­французских коалиций начала XIX века. И это несмотря на по­литико-идеологические разногласия, возникшие в последнее время между либеральными и консервативными государствами. Чтобы восстановить к себе доверие других держав, правитель­ство России сочло за благо добровольно отказаться от Ункяр-Искелесийского договора, срок действия которого все равно истекал через год и продлить который на тех же условиях не представлялось никакой возможности.

3(15) июля 1840 г. Россия, Великобритания, Пруссия и Ав­стрия заключили в Лондоне договор с Османской империей об оказании султану политической, а если нужно — то и военной поддержки в борьбе против египетского паши. Ни у кого не было сомнений, что на самом деле этот договор был направлен против Франции, глава правительства которой, Адольф Тьер, произносил воинственные речи, свидетельствовавшие о его го­товности сразиться со всей Европой. Однако воинственность Франции оказалась всего лишь блефом. Уже осенью 1840 г. Луи-Филипп отправил Тьера в отставку. После этого Мухаммед Али капитулировал, и международная напряженность посте­пенно пошла на убыль.

В завершение Восточного кризиса Россия, Великобритания, Франция, Пруссия, Австрия и Османская империя подписали 1(13) июля 1841 г. в Лондоне конвенцию о Черноморских проливах. В соответствии с этой конвенцией, Босфор и Дар­данеллы объявлялись в мирное время закрытыми для прохо­да военных кораблей всех стран, хотя и оговаривалось право султана выдавать особые разрешения на проход легких ко­раблей. Эта конвенция впервые ставила Черноморские про­ливы под международный контроль (раньше их режим опре­деляли только двусторонние российско-турецкие договоры). Такое положение, разумеется, в определенной мере ущемляло интересы России и Турции как единственных причерномор-ских государств того времени. Но в целом, это соответство­вало либеральному принципу свободы морей, широко приня­тому в практике межгосударственных отношений того време­ни. Это отвечало и духу равноправного сотрудничества между крупнейшими державами Европы, который сохранял­ся в 40-е годы XIX века.



Просмотров 728

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!