Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Возникновение Тройственной Антанты



Войны и вооруженные конфликты, вспыхивавшие на рубе­же XIX и XX столетий в разных уголках мира, свидетельство­вали о высокой степени обострения колониальных противоре­чий. Это серьезно обеспокоило правительства крупнейших го­сударств, ни одно из которых в условиях относительного рав­новесия двух противостоящих друг другу в Европе военно-по­литических группировок не желало брать на себя ответствен­ность за развязывание агрессивной войны. Отсюда — их стрем­ление решать спорные проблемы европейской и мировой поли­тики путем компромиссов. В начале XX в. сформировалась своеобразная политическая культура решения колониальных споров за пределами Европы таким путем. Эта тенденция во­плотилась не только в многочисленных соглашениях об урегу­лировании колониальных и территориальных споров, но и в решениях двух Гаагских конференций, посвященных пробле­мам укрепления мира и безопасности.

18 мая — 29 июля 1899 г. в Гааге состоялась мирная конфе­ренция, созванная по инициативе российского императора Ни­колая II. В ней приняли участие 27 государств, в том числе Ве­ликобритания, Россия, США, Германия, Франция, Италия, Япония, скандинавские государства. Она обсуждала вопрос об ограничении вооружений. И хотя этот вопрос не был решен, в результате конференции были заключены конвенции о мирном решении международных столкновений, о законах и обычаях сухопутной войны, о применении к морской войне положений Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных. Важным практическим решением конференции было создание Посто­янной палаты Третейского суда, правомочной решать междуна­родные споры. Вторая Гаагская конференция работала с 15 июня по 18 октября 1907 г., в ней приняли участие 44 госу­дарства. Она разработала принципы деятельности Третейского суда. Как показал дальнейший ход событий, решения Гаагских конференций не стали эффективным инструментом предотвра­щения войн и укрепления мира. Тем не менее, обсуждение этих вопросов на столь представительном форуме выражало озабоченность правительств и народов угрозой войны.

Тенденция к урегулированию колониальных споров мир­ным путем заметно усилилась во внешней политике Великоб­ритании начала XX века. Это произошло под влиянием обо­стрения ее противоречий с Германией. Ее действия, включая и развязанную в начале XX в. гонку военно-морских вооруже,-ний, были способны, по мнению британских кабинетов, нару­шить существующий баланс сил и подорвать сложившийся в Европе международный порядок. Это побудило Великобрита-


нию отказаться от политики «блестящей изоляции», которую она последовательно проводила в последней трети XIX века. Она поступила так, как обычно поступала в прошлом, когда возникала угроза балансу сил со стороны какой-либо державы, притязавшей на господство в Европе. Она взяла курс на сбли­жение с вероятными противниками Германии — Францией и Россией. Правда, сделать это было не просто. За минувшие годы в отношениях Великобритании с этими государствами на­копилось столько проблем, столько трудностей, что преодолеть их в короткое время просто не представлялось возможным. Прежде чем завоевать их дружбу, Великобритании первым делом предстояло урегулировать с ними колониальные споры.

Предпосылкой сближения Великобритании с Францией и Россией послужил ряд соглашений о разграничении колони­альных владений в Африке и Азии. С Францией еще в 1896 г. Великобритания подписала соглашение о разделе сфер влияния в Индокитае, гарантировавшее независимость Сиама, а в 1899 г. — упомянутый выше договор о Судане. С Россией она еще в 1887 г. договорилась о северной границе Афганистана, а в 1895 г. — о разграничении сфер влияния в области Памира. По соглашению 1895 г. между Россией и Великобританией, южная граница Российской империи должна была пройти по реке Амударье, включая Памир. Россия отказалась от притяза­ний на Афганистан. То же самое сделала и Великобритания. Обе державы обязались уважать независимый статус этого го­сударства, которое должно было служить буфером между рос­сийскими и британскими владениями в Азии. Узкая полоска горной местности отделяла российские владения в Централь­ной Азии от британских в Индии.

Важнейшее из такого рода соглашений было заключено Ве­ликобританией и Францией 8 апреля 1904 г. в Лондоне в форме конвенции о Ньюфаундленде и Западной Африке и двух деклараций — о Сиаме и о Египте—Марокко. Оно получило название «Сердечное согласие» (Еп1еп1е согс!1а1е). Так именова­лись многие двусторонние соглашения между этими государст­вами. В частности, еще в 40-е годы XIX в. «Согласием» назы­вали своего рода политический союз обеих либеральных мо­нархий, противостоявший группировке консервативных монар­хий России, Австрии и Пруссии. Однако по своему историчес­кому значению соглашение 1904 г. превзошло все предыдущие. Хотя формально оно было посвящено колониальным вопро­сам, фактически оно было первым шагом к созданию военно-политического союза Великобритании, России и Франции, ко­торый — это следует подчеркнуть — окончательно сложился лишь в годы Первой мировой войны.


Согласно конвенции 1904 г., Франция отказывалась от мо­нопольных прав на рыболовство у берегов Ньюфаундленда, получив за это ряд преимуществ и выгод в Африке. Деклара­ция о Сиаме провозглашала раздел этой страны на сферы влияния — Великобритания получила в свое распоряжение ее западную часть, а Франция — восточную. При этом обе сто­роны отказались от аннексии этих территорий, что позволило Сиаму номинально сохранить независимость. А главное, обе державы договорились о положении Египта и Марокко. Вели­кобритания объявила, что не будет менять политический ста­тус Египта. Со своей стороны Франция обязалась впредь не поднимать вопроса о выводе из Египта британских войск. Со­ответственно Франция пообещала не менять статус Марокко, а Великобритания признала ее преимущественное влияние в этой североафриканской стране. Особым секретным соглаше­нием стороны обязались препятствовать попыткам третьих стран распространить свое влияние в Марокко, за исключени­ем Испании.

В начале 1905 г. французы попытались добиться от султана Марокко проведения реформ, обеспечивающих их влияние в этой стране. В частности, они требовали создания полиции и государственного банка под руководством французских совет­ников, а также предоставления французским предприятиям концессий. Но против этих действий решительно выступила Германия, которая потребовала созыва международной конфе­ренции для обсуждения вопроса о судьбе Марокко. 31 марта 1905 г. кайзер Вильгельм II, совершая морскую прогулку вдоль побережья Северо-Западной Африки, посетил марокканский порт Танжер. Здесь он встал в позу защитника «независимости» Марокко и потребовал предоставления Германии равных прав с другими державами. Разразился международный кризис — так называемый первый Марокканский кризис.

Франция согласилась с передачей вопроса о Марокко на рассмотрение международной конференции. Она могла рассчи­тывать на поддержку не только России и Великобритании, но даже Италии, которая была членом Тройственного союза. Еще 14—16 декабря 1900 г. между Францией и Италией в Риме в форме обмена письмами между французским послом и ита­льянским министром иностранных дел было заключено секрет­ное соглашение, в соответствии с которым Италия признавала французские притязания на Марокко, а Франция — итальян­ские на Триполитанию и Киренаику. Франции удалось забла­говременно договориться о разделе сфер влияния в Марокко и с Испанией. Это соглашение, значительно укрепившее между­народные позиции Франции, было во многом заслугой фран-


цузского политика и дипломата Теофиля Делькассе, занимав­шего в 1898—1905 гг. пост министра иностранных дел.

В 1906 г. в испанском городе Альхесирасе собралась между­народная конференция, которая по требованию Германии об­судила марокканскую проблему. В ней участвовали все круп­нейшие государства Европы, включая Россию, а также США и Марокко. Единственная из держав, которая полностью поддер­жала немецкую точку зрения по обсуждаемой проблеме, была Австро-Венгрия. Альхесирасская конференция приняла реше­ние о сохранении государственной независимости и территори­альной целостности Марокко. Она высказалась за свободу и полное равенство всех государств в хозяйственном освоении этой страны. Конференция приняла решение о создании Марокканского государственного банка под контролем Вели­кобритании, Германии, Испании и Франции, причем именно французы получили наибольшую долю в капитале этого банка. Создание полиции и руководство ею были возложены на Францию и Испанию. Таким образом, попытка Германии со­рвать англо-французское соглашение 1904 г. закончилась не­удачей.

Опыт Марокканского кризиса 1905—1906 гг. убедил фран­цузов не только в важности партнерских отношений с Вели­кобританией, но и поднял в их глазах значение союза с Рос­сией. Вместе с тем французскую дипломатию беспокоило то обстоятельство, что между Великобританией и Россией сохра­нялись весьма прохладные отношения. Ослабление своих пози­ций на Дальнем Востоке Россия справедливо приписывала британским проискам. Напряженной оставалась обстановка в районе российско-афганской границы. В начале XX в. обостри­лись противоречия из-за Тибета, который Великобритания по­пыталась аннексировать, введя туда свои войска. Ареной жар­кого соперничества обеих держав была Персия (Иран). В этой стране Великобритания и Россия оспаривали друг у друга теле­графные, дорожные и другие концессии, пытались поставить под свой контроль ее финансы, таможни, армию. В частности, под командованием русских офицеров были образованы пер­сидские казачьи войска.

Германия пыталась помешать сближению России с Вели­кобританией, а заодно и вбить клин в русско-французский союз. 11(24) июля 1905 г. Николай II и Вильгельм II встрети­лись на борту императорской яхты в бухте города Бьерке близ Выборга. Кайзер решил сыграть на том, что российский импе­ратор был недоволен позицией, которую во время Русско-японской войны занимала не только Великобритания, но и Франция, не оказавшая союзнику помощи (формально она и не обязана была это делать, поскольку русско-французский


союз предусматривал совместные действия только в случае на­падения со стороны Германии и Австро-Венгрии). Виль­гельм II предложил заключить союз Германии с Россией, не­смотря на существование русско-французского союза и как бы в дополнение к нему. Не поставив в известность министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа, Николай II подписал такой договор. Он обязывал Россию и Германию оказывать друг другу помощь в случае нападения на одну из них какой-либо другой европейской державы.

Бьеркский договор находились в противоречии с обязатель­ствами России, вытекающими из русско-французского союза. Поэтому он встретил в правящих кругах России энергичное со­противление. В.Н. Ламздорф, хотя и сдержанно относился к союзу с Францией, решительно возражал против Бьеркского договора. «Система» внешней политики российского министра предполагала равноудаленность Санкт-Петербурга как от Бер­лина, так и от Лондона. Под влиянием Ламздорфа и председа­теля совета министров С.Ю. Витте, также осуждавшего Бьерк­ский договор, Николай II письмом от 13 (26) ноября 1905 г. предложил Вильгельму II внести в договор некоторые измене­ния, что фактически означало его расторжение.

В конечном счете, усилия французской дипломатии, доби­вавшейся русско-британского сближения, принесли плоды. Собственно, это отвечало и интересам России. Она нуждалась в укреплении своих международных позиций, весьма ослаблен­ных в результате поражения в войне с Японией и потрясений революции 1905—1907 годов. Поборником урегулирования спорных вопрос с Великобританией был А.П. Извольский, сменивший Ламздорфа на посту министра иностранных дел. Он воплощал новый тип государственного деятеля эпохи воз­никновения в России парламентских учреждений, свободной печати, политических объединений, и придавал большое значе­ние общественной поддержке действиям правительства. Поэто­му он легко и свободно вступал в общение с депутатами Госу­дарственной думы, журналистами, руководителями политичес­ких партий, деловыми кругами. Извольский придерживался умеренно-либеральных взглядов и был сторонником реформ, осуществляемых П.А. Столыпиным. Он верил, что для их успе­ха Россия нуждалась в длительном мире, и задачу дипломатии видел в том, чтобы оградить ее от угрозы военных потрясений. Лучшей гарантией безопасности России Извольский считал ев­ропейский баланс, а его краеугольным камнем — союз с Фран­цией. Стремясь к добрососедству с Японией, Извольский за­ключил с ней соглашение 17 (30) июля 1907 г. о сохранении статус-кво на Дальнем Востоке. Но центр тяжести международ­ной деятельности России он решительно перенес в Европу.


Да и британское правительство понимало, что прочность англо-французской Антанты не в последнюю очередь опреде­ляется характером русско-британских отношений. В итоге, 18 (31) августа 1907 г. в Санкт-Петербурге было подписано российско-британское соглашение, которое урегулировало ос­новные противоречия обеих держав в Азии — в Тибете, Афга­нистане и Персии. Стороны признали территориальную неприкосновенность Тибета, обязались не вмешиваться во внутреннее управление и сноситься с Тибетом только через ки­тайское правительство. Персия была разделена на три зоны влияния — российскую, британскую и нейтральную. Стороны обязывались не добиваться концессий в чужой сфере влияния и не мешать тем мерам, которые сочтет нужным предпринять другая сторона. В случае невыполнения Персией своих обяза­тельств по задолженности перед Россией и Великобританией каждая из держав получала право финансового контроля над доходами персидского правительства в пределах своей зоны влияния. Нейтральная зона объявлялась открытой для конку­ренции как русских, так и британских подданных. Что касается Афганистана, то Россия признала, что он находится вне сферы ее интересов. Со своей стороны Великобритания обязалась воздерживаться от аннексии афганской территории.

Англо-русское соглашение 1907 г. обеспечило присоедине­ние России к англо-французской Антанте, которая, таким об­разом, стала Тройственной Антантой (или Тройственным со­гласием). В результате, окрепла группировка государств, кото­рая на международной арене играла роль противовеса Тройст­венному союзу. Это способствовало стабилизации положения в Европе, упрочению сложившегося баланса сил.

Однако в отличие от Тройственного союза Германии, Ав­стро-Венгрии и Италии, англо-русско-французская Антанта ни формально, ни фактически военно-политическим союзом не являлась. Соглашения 1904 и 1907 гг., благодаря которым и возникла эта группировка государств, не содержали никаких военных или политических обязательств, прямо или косвенно обязывающих стороны оказывать друг другу помощь в случае войны. Эти соглашения были призваны разрешить между ними колониальные споры и противоречия. Поэтому мы считаем ошибочным мнение, которое иногда можно встретить в литера­туре, о том, что соглашения 1904 и 1907 гг., а также возникно­вение Тройственной Антанты были мерами правительств Вели­кобритании, России и Франции, направленными на подготовку войны. Самое большее, что они могли достигнуть таким обра­зом в политической области, было укрепление собственной безопасности.


Вместе с тем Тройственная Антанта представляла собой сложную по структуре группировку. Внутри нее существовало как бы два уровня отношений: Францию и Россию связывал военно-политический союз, тогда как каждую из этих стран с Великобританией — только отразившаяся в соглашениях 1904 и 1907 гг. готовность к тесному сотрудничеству в целях разре­шения текущих проблем. Такое положение вполне устраивало Великобританию, которой трудно было в одночасье отказаться от политики неучастия в союзах со странами континента. Пра­вительствам Франции и России такая позиция внушала опреде­ленное недоверие. Достаточно сказать, что их военные планы, подготовленные в случае нападения Германии и Австро-Вен­грии, не предусматривали участия британских войск в отраже­нии агрессии.

Тем не менее, нельзя недооценивать большого историческо­го значения соглашения 1907 года. Оно стало следующим, после создания в 1904 г. англо-французской Антанты, шагом к формированию в будущем военно-политического союза Вели­кобритании, России и Франции. Соглашение доказало возмож­ность решения путем компромиссов самых сложных и, каза­лось бы, непримиримых международных противоречий. Вместе с тем этот шаг свидетельствовал о серьезной смене политико-идеологических ориентиров России — она фактически порыва­ла с вековой традицией союза с консервативными монархиями и объединялась с демократическими государствами.

Вопросы:

1. Каковы причины усиления колониальной экспансии крупней­ших государств в конце XIX — начале XX в.?

2. Где и когда возникли войны, обусловленные борьбой держав за раздел мира?

3. Каковы особенности колониальной политики европейских дер­жав. Японии и США в Китае?

4. Каковы причины создания англо-французской Антанты?

5. Какие обязательства сторон предусматривало соглашение 1904 г.?

6. Каковы причины и итог первого марокканского кризиса?

7. Какие обязательства взяли на себя Россия и Великобритания по соглашению 1907 г.?

8. Какое значение имело создание Тройственной Антанты?

Литература:

Основная:

История дипломатии. М., 1963. Т. 2. Гл. 6-7, 9-10, 13—17. История внешней политики России. Конец XIX — начало XX века. М., 1997. Гл. 4-5.


Иванова И.И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Часть I. Владивосток, 2001. Гл. 10, § 3; гл. 12,

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История между­народных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. IV. Гл. 1-2.

Дополнительная:

Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. I. От Французской ре­волюции до империалистической войны. М., 1925 (Документы № 279, 290, 302, 303, 306, 307, 316, 326).

Тейлор А. Борьба за господство в Европе. 1848—1918. М., 1958. Гл. 18-19.

Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. 1. С конца XVI в. до 1917 г. М., 1973.

Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895-1907. М.; Л., 1955.

Гальперин А. Англо-японский союз. 1902—1921. М., 1947.

Игнатьев А.В. Внешняя политика России 1905—1907 гг. М., 1986.

Владимиров Л. С. Дипломатия США в период испано-американской войны. М., 1957.

Фурсенко А.А. Борьба за раздел Китая и американская доктрина открытых дверей, 1895-1900. М.; Л., 1956.

Маринов А.А. Россия и Япония перед первой мировой войной (1905-1914 гг.): Очерки. М., 1974.

Севастьянов П. П. Экспансионистская политика США на Дальнем Востоке (в Китае и Корее в 1905—1913 гг.) М., 1958.

Бродский Р.М. Дальневосточная политика США накануне первой мировой войны. М., 1968.

Остриков П. И. Колониальная политика Англии в Китае в 1900— 1914 гг. М., 1978.

Остальцева А.Ф. Англо-русское соглашение 1907 г. Саратов, 1977.

7 - 8970


Глава IX



Просмотров 795

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!