Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы отбора содержания и организации учебного материала



Д.и.н., профессор кафедры

Управления развитием образования

Новиков Сергей Валентинович

(подпись)

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании

кафедры управления развитием образования

09.12. 2014 г. Протокол № 4

Заведующий кафедрой:

д.и.н., профессор Новиков С.В.

(подпись)

 

Омск, 2014

 

Курс:

Форма обучения: очно-заочная

Модуль: 1

Трудоемкость: 36 ак.час.

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий:

Из них: лекций – 12 ак.ч.

практических занятий – 6 ак.ч.

лабораторных занятий – ак.ч.

иных видов учебных занятий – ак.ч.

Кол-во занятий (час) 2 (11%) в интерактивной форме.

Самостоятельная работа обучающихся – 18 ак.ч.

Форма промежуточной аттестации: зачёт

Дисциплина «Территориальная организация населения»включена в базовую часть общепрофессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы профессиональной переподготовки.

Цель дисциплины: сформировать у будущих специалистов в области территориального управления теоретические знания о пространственном характере социально-экономического развития общества (территориальная дифференциация природно-ресурсного потенциала, демографических, социально-трудовых процессов, экономического развития страны), а также дать практические навыки анализа отраслевого и территориального размещения экономики и населения, принципов и особенностей их территориальной организации.

Обучение формирует у студентов представление о принципах и характере территориальной организации природно-ресурсного потенциала страны, её геополитического положения и административно-территориального устройства, особенностях демографической ситуации и причинах её трансформации в текущий период, использования социально-трудового потенциала страны, особенностях отраслевой и территориальной структуры экономики страны, их изменений в текущий период.

Задачи дисциплины:

 

– выявление и понимание студентами различных аспектов и закономерностей территориальной организации населения России (в том числе с помощью сравнительно-исторического анализа);

– изучение теории территориальной организации общества и основных принципов региональной специализации;

– выявление факторов, влияющих на территориальную организацию общества и населения;

– изучение методов экономического обоснования территориальной организации хозяйства и задач регионального управления;

– исследование и регулирование темпов и региональных пропорций в размещении населения и трудовых ресурсов, определение потребности в трудовых ресурсах и источников ее покрытия;

– изучение взаимосвязи производства и населения, их влияния на территориальную организацию производительных сил;

– структурирование факторов, влияющих на региональные различия и обеспечивающих конкурентоспособность регионов, а также анализ условий преодоления существенных различий в социально-экономических условиях жизни населения, проживающего в разных регионах РФ и исследование путей повышения уровня и качества жизни населения;

– выявление сущности урбанизации и её основных современных тенденций;

– определение направлений развития сети городских и сельских поселений;

– изучение основ региональной политики. Акцентирование внимания на необходимости совершенствования городской, территориальной и региональной политики.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен на конкретных примерах устанавливать факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории страны населения и отдельных отраслей экономики, определять по статистическим материалам показатели, характеризующие состав населения, уровень развития экономики страны и ее отдельных отраслей.

В процессе изучения курса, обучающиеся должны научиться разбираться в актуальных теоретических вопросах дисциплины, получить практические знания в данной области. Слушатели должны получить достаточные теоретические представления об основных понятиях и закономерностях развития территориальной организации населения, а также должны уметь использовать полученные знания на практике для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социально-территориальных общностей в современной России. По окончании курса студенты должны четко представлять: территориальные особенности: развития России, развития расселения, размещения промышленности и ее отраслей, сельского хозяйства, организации транспортной системы.

Дипломированный специалист в области ГМУ должен уметь решать задачи по использованию трудовых ресурсов и капитала с учетом основных тенденций и особенностей формирования единого экономического пространства на территории России СНГ. В процессе обучения слушатели должны также овладеть знаниями, умениями и навыками принятия решений по региональным проблемам народонаселения, на конкретных примерах уметь устанавливать факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории страны населения и отдельных отраслей экономики, определять по статистическим материалам показатели, характеризующие состав населения и уровень развития экономики страны и ее отдельных отраслей. Полученные знания и умения специалистами на управленческом уровне могут быть использованы при:

– региональном и муниципальном управлении территориями, хозяйственной и управленческой деятельности;

– разработке и совершенствовании территориальной, региональной или городской политики;

– проведении научно-обоснованной территориальной, региональной или городской политики;

– осуществлении социальных мониторингов развития территорий различного уровня организации и масштаба;

– моделировании путей формирования и развития регионов, при выборе или обосновании переноса или размещения производства;

– классификации регионов и подсчете территориальных пропорций развития регионов;

– измерении отраслевых и региональных балансов;

– сопоставлении региональных уровней жизни населения и прогнозировании путей развития региональной социальной инфраструктуры ;

– внесении изменений в административно-территориальное деление территорий.

 

Предварительные компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины: дисциплина «Территориальная организация населения» ориентирована на сформированные в рамках предшествующего уровня высшего (среднего) профессионального образования знания и умения (общекультурные и профессиональные компетенции).

 

Планируемые результаты:

 

Слушатель должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

 

· Знанием законов развития общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)

Слушатель должен в конце обучения обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· Умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18)

· Умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

 

В результате изучения дисциплины слушатель должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:

 

Качественные уровни сформированности компетенций

 

Код формируемой компетенции Результаты
    ПК-18   знать материалы по вопросам социально-экономического развития
уметь применять знания при подготовке информационно-методических материалов по вопросам социально-экономического развития
владеть основными методиками изучения социально-экономического развития общества
  Пк-24   знать основные количественные и качественные методы анализа при оценке состояния социально-экономической и политической среды
уметь разрабатывать и планировать мероприятия, способствующие регулированию деятельности органов власти различного уровня в складывающейся социально-экономической и политической обстановке.
владеть способами влияния на социально-экономические и политические процессы, протекающие на территории

 

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание дисциплины «Территориальная организация населения» обусловлено современными тенденциями развития экономических, социальных, политических, геополитических процессов, протекающих на современном постсоветском пространстве. Основными принципами отбора содержания и организации учебного материала являются:

1. научности;

2. системности;

3. гуманитаризации;

4. фундаментализации;

5. гражданственности;

6. инновационного обучения;

7. социализации;

8. поликультурности.

 

Междисциплинарные связи

 

Дисциплина «Территориальная организация населения»связана с такими курсами, как «Экономическая география», «Теория организации», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Геополитика» и рядом других.

 

Образовательные технологии

При изучении дисциплины базовая роль отводится компетентностному подходу, индивидуальному подходу в работе со слушателями, лекционно-семинарской системе и игровой технологии.



Просмотров 711

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!