![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Д.и.н., профессор кафедры Управления развитием образования Новиков Сергей Валентинович (подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры управления развитием образования 09.12. 2014 г. Протокол № 4 Заведующий кафедрой: д.и.н., профессор Новиков С.В. (подпись)
Омск, 2014
Курс: Форма обучения: очно-заочная Модуль: 1 Трудоемкость: 36 ак.час. Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий: Из них: лекций – 12 ак.ч. практических занятий – 6 ак.ч. лабораторных занятий – ак.ч. иных видов учебных занятий – ак.ч. Кол-во занятий (час) 2 (11%) в интерактивной форме. Самостоятельная работа обучающихся – 18 ак.ч. Форма промежуточной аттестации: зачёт Дисциплина «Территориальная организация населения»включена в базовую часть общепрофессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы профессиональной переподготовки. Цель дисциплины: сформировать у будущих специалистов в области территориального управления теоретические знания о пространственном характере социально-экономического развития общества (территориальная дифференциация природно-ресурсного потенциала, демографических, социально-трудовых процессов, экономического развития страны), а также дать практические навыки анализа отраслевого и территориального размещения экономики и населения, принципов и особенностей их территориальной организации. Обучение формирует у студентов представление о принципах и характере территориальной организации природно-ресурсного потенциала страны, её геополитического положения и административно-территориального устройства, особенностях демографической ситуации и причинах её трансформации в текущий период, использования социально-трудового потенциала страны, особенностях отраслевой и территориальной структуры экономики страны, их изменений в текущий период. Задачи дисциплины:
– выявление и понимание студентами различных аспектов и закономерностей территориальной организации населения России (в том числе с помощью сравнительно-исторического анализа); – изучение теории территориальной организации общества и основных принципов региональной специализации; – выявление факторов, влияющих на территориальную организацию общества и населения; – изучение методов экономического обоснования территориальной организации хозяйства и задач регионального управления; – исследование и регулирование темпов и региональных пропорций в размещении населения и трудовых ресурсов, определение потребности в трудовых ресурсах и источников ее покрытия; – изучение взаимосвязи производства и населения, их влияния на территориальную организацию производительных сил; – структурирование факторов, влияющих на региональные различия и обеспечивающих конкурентоспособность регионов, а также анализ условий преодоления существенных различий в социально-экономических условиях жизни населения, проживающего в разных регионах РФ и исследование путей повышения уровня и качества жизни населения; – выявление сущности урбанизации и её основных современных тенденций; – определение направлений развития сети городских и сельских поселений; – изучение основ региональной политики. Акцентирование внимания на необходимости совершенствования городской, территориальной и региональной политики. В результате изучения дисциплины обучающийся должен на конкретных примерах устанавливать факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории страны населения и отдельных отраслей экономики, определять по статистическим материалам показатели, характеризующие состав населения, уровень развития экономики страны и ее отдельных отраслей. В процессе изучения курса, обучающиеся должны научиться разбираться в актуальных теоретических вопросах дисциплины, получить практические знания в данной области. Слушатели должны получить достаточные теоретические представления об основных понятиях и закономерностях развития территориальной организации населения, а также должны уметь использовать полученные знания на практике для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социально-территориальных общностей в современной России. По окончании курса студенты должны четко представлять: территориальные особенности: развития России, развития расселения, размещения промышленности и ее отраслей, сельского хозяйства, организации транспортной системы. Дипломированный специалист в области ГМУ должен уметь решать задачи по использованию трудовых ресурсов и капитала с учетом основных тенденций и особенностей формирования единого экономического пространства на территории России СНГ. В процессе обучения слушатели должны также овладеть знаниями, умениями и навыками принятия решений по региональным проблемам народонаселения, на конкретных примерах уметь устанавливать факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории страны населения и отдельных отраслей экономики, определять по статистическим материалам показатели, характеризующие состав населения и уровень развития экономики страны и ее отдельных отраслей. Полученные знания и умения специалистами на управленческом уровне могут быть использованы при: – региональном и муниципальном управлении территориями, хозяйственной и управленческой деятельности; – разработке и совершенствовании территориальной, региональной или городской политики; – проведении научно-обоснованной территориальной, региональной или городской политики; – осуществлении социальных мониторингов развития территорий различного уровня организации и масштаба; – моделировании путей формирования и развития регионов, при выборе или обосновании переноса или размещения производства; – классификации регионов и подсчете территориальных пропорций развития регионов; – измерении отраслевых и региональных балансов; – сопоставлении региональных уровней жизни населения и прогнозировании путей развития региональной социальной инфраструктуры ; – внесении изменений в административно-территориальное деление территорий.
Предварительные компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины: дисциплина «Территориальная организация населения» ориентирована на сформированные в рамках предшествующего уровня высшего (среднего) профессионального образования знания и умения (общекультурные и профессиональные компетенции).
Планируемые результаты:
Слушатель должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· Знанием законов развития общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) Слушатель должен в конце обучения обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): · Умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18) · Умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);
В результате изучения дисциплины слушатель должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
Качественные уровни сформированности компетенций
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Содержание дисциплины «Территориальная организация населения» обусловлено современными тенденциями развития экономических, социальных, политических, геополитических процессов, протекающих на современном постсоветском пространстве. Основными принципами отбора содержания и организации учебного материала являются: 1. научности; 2. системности; 3. гуманитаризации; 4. фундаментализации; 5. гражданственности; 6. инновационного обучения; 7. социализации; 8. поликультурности.
Междисциплинарные связи
Дисциплина «Территориальная организация населения»связана с такими курсами, как «Экономическая география», «Теория организации», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Геополитика» и рядом других.
Образовательные технологии При изучении дисциплины базовая роль отводится компетентностному подходу, индивидуальному подходу в работе со слушателями, лекционно-семинарской системе и игровой технологии.
![]() |