![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Экономические методы управления
Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия. [2] Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.
Суть коммерческого расчета состоит в соотношении расходов и анализа рациональности хозяйственной деятельности фирмы и обеспечении получения прибыли. Из-за того, что финансовый расчет обобщает в себе как экономические рычаги и инструменты, так и функции управления, он оказывает содействие по обеспечению эффективности производства, технологического развития, оптимизированному использованию капитала, рентабельной кадровой политике. Центральные органы управления, разрабатывая стратегию по всем этим вопросам, к разным подразделениям, применяют дифференцированный подход, в зависимости от сущности и характера их деятельности. Получению устойчивой прибыли, достижению окончательной цели коммерческого расчета, способствуют: ценообразование, финансирование и кредитование, издержки производства и другие экономические рычаги и инструменты коммерческого расчета. На принципы коммерческого расчета оказывают воздействие характер выпускаемой продукции; степень, масштабы экономических связей между предприятиями; вид деятельности предприятия, то есть воплощение способов коммерческого расчета непосредственно связанно с определенными, конкретизированными условиями. В наши дни коммерческий расчет осуществляется, во — первых, в условиях централизации управления, во- вторых, в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений. Вторая особенность коммерческого расчета — предоставление оперативной самостоятельности предприятиям, подразделениям (производственным отделам и филиалам). В итоге появилась форма взаимоотношений внутри фирмы, которая определяется как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет. Финансово-экономическое положение подразделения зависит от степени оперативной самостоятельности организации. В рамках, предоставленных прав руководителю подразделения, он вправе принимать эффективные решения и самостоятельно выбирать пути достижения поставленной цели. Руководитель несет полную материальную и административную ответственность за деятельность подразделения, которая непосредственно обусловлена принимаемыми им решениями. Так же можно установить цены на конечную продукцию, принять меры по уменьшению затрат, ввести научные исследования, внедрить в производство нововведения, изучить рынок и т. д. Руководитель отвечает за эффективное и рациональное использование денежных средств, а при необходимости добивается их пополнение новыми отчислениями. Регулятор затрат — платежи и отчисления, оказывающие влияние на экономическую и производственную деятельность. В результате, внутрипроизводственный расчет несет за собой достижение цели коммерческого расчета и включает его элементы. Их различие в том, что Внутрипроизводственный расчет реализовывается в пределах собственной организации, напротив коммерческий расчет осуществляется между разными собственниками. Имеются различия в ценообразовании. Коммерческий расчет в ценах отражает существующие товарно-денежные отношения, а при внутрифирменном — подразумевается установление внутренних цен организации.
В действительности в ценах отображаются все аспекты экономической деятельности организации. Ценообразование включает в себя, во-первых, регулирующие факторы, во- вторых, — рыночная конкуренция. В мире используют две категории цен: публикуемые и расчетные. Публикуемые — фиксированные цены, например, цены прейскурантов и справочные цены, биржевые котировочные цены, фактические цены сделок крупных фирм на международном рынке. Расчетные (договорные) цены — цены сложного промышленного оборудования или нестандартной продукции. Наиболее распространенные среди публикуемых цен — прейскурантные. Фирмы выпускают под своим товарным знаком прейскурант на стандартную продукцию потребительского товара массового спроса. Компании, направленные на сбыт продукции производят продажу по установленным ценам или ценам экспорта (импорта), а получение прибыли достигается за счет скидок с цен, установленного прейскурантом, или за счет разницы цен между прейскурантными и экспортными (импортными) ценами. Свои прейскуранты могут создавать и выпускать еще и лицензиаты, которые продают товары под своим товарным знаком или же под знаком фирмы, у которой была приобретена лицензия. Расчетные цены относительно стабильны. Их отличие — единый уровень на одинаковую продукцию. Существуют разные методы для установления цены и определения структуры цены. Наиболее известный способ установления цены - «целевой» метод ценообразования по принципу «полезных издержек», суть его в том, что цену получаем при сложении целевой нормы прибыли и издержек производства.
В концентрированном виде, финансовая политика любой фирмы, отражает влияние многих внутренних и внешних факторов. Включает в себя все аспекты экономической деятельности — производственный, научно — технический, материально — технического снабжения, сбыт. Она отражает выявление источников финансового ресурса и его распределения между подразделениями; распределение (перераспределение) прибыли; кредитование и финансирование различных подразделений; характер и структуру внутрифирменных финансовых операций. Гибкость этой политики обусловлена приспособлением к денежному рынку, валютному курсу и налоговому законодательству. Внутрифирменные денежные потоки регулируются с помощью финансов и расчеты осуществляются централизованным путем. Финансовые методы управления включают в себя основные подходы к распределению (перераспределению) прибыли: во-первых, вся прибыль сосредоточена в центральном подразделении управления организацией, во- вторых, прибыль распределяется по подразделениям с особыми правами ее использования. К внешним источникам финансирования можно отнести кредиты и займы, а также формирование акционерного капитала и продажу акций. Главным принципом является самофинансирование, то есть использование внутренних источников. На втором месте выступает использование заемных финансовых средств от коммерческих организаций, специализированных региональных и международных инвесторов, международных банков. Обычно, займы и кредиты получает центральное звено организация, а затем уже распределяет их между предприятиями и подразделениями.
Налоговое регулирование. Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения. Налоговое регулирование – это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. В зависимости от целей методы налогового регулирования делятся на четыре взаимосвязанные сферы. Это:
Методы первой сферы занимают одно из главных мест в налоговом регулировании, так как они предусматривают преференцию регионов и ужесточающий бюджетный налоговый режим. С помощью трансфертов, субсидий и дотаций, бюджетного кредита достигается балансирование между доходами и расходами местных бюджетов. Что касается налогов, то одни из них закреплены за определенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), а те, которые частично поступают в другие бюджеты, являются регулирующими. Эти налоги перечисляются в те или иные бюджеты с помощью установленных законодательством норм отчислений. В мировой практике для налогового регулирования используется метод процентных отчислений от доходов вышестоящих бюджетов в нижестоящие. В связи с эти было введено понятие межбюджетных отношений, которые осуществляются с помощью трансфертного регулирования. Трансферт (перемещение, «переношу»), поэтому для бюджетных отношений трансферт представляет собой адресную финансовую помощь региону. В Республике Беларусь широко применяется метод административного воздействия. Это связано с тем, что либерализация экономики в 90-х годах привела к вседозволенности перераспределительных действий. Это привело к расстройству денежного обращения, появлению бартера и так далее. Это повлияло на налоговую систему экономики, которая способствовала нарастанию в данной ситуации инфляционных процессов. Одним из методов налогового регулирования является оптимизация налоговых ставок, что позволяет достичь оптимального равновесия между фискальной и регулирующей налоговыми функциями. Следующим методом налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции. Их правильное применение обеспечивает гибкость налоговой политики. Налоговые санкции могут носить как стимулирующий характер, так и отрицательный. Мировая налоговая практика выработала ряд мер по налоговому стимулированию:
Одним из перспективных методов налогового регулирования является налоговый инвестиционный кредит. Его необходимо использовать для импорта замещающих технологий, для приобретения оборудования, для научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ. Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Для их реализации необходимо создать механизм правового обеспечения инвестиционного налогового кредита.
Бюджетное регулирование. Бюджетное регулирование- это процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня (общегосударственным органом управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого. Основными методами (формами) бюджетного регулирования являются: Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюджетом другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт)— это современная форма бюджетного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом другому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из: - фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР); - фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). К таким средствам можно отнести: дотации закрытым административно-территориальным образованиям, средства на содержание объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение органов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др. Источником выделения такой дотации является бюджетный целевой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступлений в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в общей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех участников правилам. Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходования не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которого была получена. Обусловленная субвенция - она выдается также на определенный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловленных субвенций такие же, как для обычной субвенции. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законодательством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом, о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финансовый год. Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнениябюджетов в случае возникновения незапланированных расходов о использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами. Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управленияпринимают какие-либо решения (об изменении доходов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе исполнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
![]() |