Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Экономические методы управления



Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия. [2]

Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.

  • Коммерческий расчет

Суть коммерческого расчета состоит в соотношении расходов и анализа рациональности хозяйственной деятельности фирмы и обеспечении получения прибыли. Из-за того, что финансовый расчет обобщает в себе как экономические рычаги и инструменты, так и функции управления, он оказывает содействие по обеспечению эффективности производства, технологического развития, оптимизированному использованию капитала, рентабельной кадровой политике. Центральные органы управления, разрабатывая стратегию по всем этим вопросам, к разным подразделениям, применяют дифференцированный подход, в зависимости от сущности и характера их деятельности.

Получению устойчивой прибыли, достижению окончательной цели коммерческого расчета, способствуют: ценообразование, финансирование и кредитование, издержки производства и другие экономические рычаги и инструменты коммерческого расчета.

На принципы коммерческого расчета оказывают воздействие характер выпускаемой продукции; степень, масштабы экономических связей между предприятиями; вид деятельности предприятия, то есть воплощение способов коммерческого расчета непосредственно связанно с определенными, конкретизированными условиями. В наши дни коммерческий расчет осуществляется, во — первых, в условиях централизации управления, во- вторых, в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.

Вторая особенность коммерческого расчета — предоставление оперативной самостоятельности предприятиям, подразделениям (производственным отделам и филиалам). В итоге появилась форма взаимоотношений внутри фирмы, которая определяется как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет.

Финансово-экономическое положение подразделения зависит от степени оперативной самостоятельности организации. В рамках, предоставленных прав руководителю подразделения, он вправе принимать эффективные решения и самостоятельно выбирать пути достижения поставленной цели. Руководитель несет полную материальную и административную ответственность за деятельность подразделения, которая непосредственно обусловлена принимаемыми им решениями. Так же можно установить цены на конечную продукцию, принять меры по уменьшению затрат, ввести научные исследования, внедрить в производство нововведения, изучить рынок и т. д. Руководитель отвечает за эффективное и рациональное использование денежных средств, а при необходимости добивается их пополнение новыми отчислениями.

Регулятор затрат — платежи и отчисления, оказывающие влияние на экономическую и производственную деятельность. В результате, внутрипроизводственный расчет несет за собой достижение цели коммерческого расчета и включает его элементы. Их различие в том, что Внутрипроизводственный расчет реализовывается в пределах собственной организации, напротив коммерческий расчет осуществляется между разными собственниками. Имеются различия в ценообразовании. Коммерческий расчет в ценах отражает существующие товарно-денежные отношения, а при внутрифирменном — подразумевается установление внутренних цен организации.

  • Ценовая политика

В действительности в ценах отображаются все аспекты экономической деятельности организации. Ценообразование включает в себя, во-первых, регулирующие факторы, во- вторых, — рыночная конкуренция. В мире используют две категории цен: публикуемые и расчетные.

Публикуемые — фиксированные цены, например, цены прейскурантов и справочные цены, биржевые котировочные цены, фактические цены сделок крупных фирм на международном рынке.

Расчетные (договорные) цены — цены сложного промышленного оборудования или нестандартной продукции.

Наиболее распространенные среди публикуемых цен — прейскурантные. Фирмы выпускают под своим товарным знаком прейскурант на стандартную продукцию потребительского товара массового спроса. Компании, направленные на сбыт продукции производят продажу по установленным ценам или ценам экспорта (импорта), а получение прибыли достигается за счет скидок с цен, установленного прейскурантом, или за счет разницы цен между прейскурантными и экспортными (импортными) ценами. Свои прейскуранты могут создавать и выпускать еще и лицензиаты, которые продают товары под своим товарным знаком или же под знаком фирмы, у которой была приобретена лицензия. Расчетные цены относительно стабильны. Их отличие — единый уровень на одинаковую продукцию. Существуют разные методы для установления цены и определения структуры цены. Наиболее известный способ установления цены - «целевой» метод ценообразования по принципу «полезных издержек», суть его в том, что цену получаем при сложении целевой нормы прибыли и издержек производства.

  • Финансовая политика

В концентрированном виде, финансовая политика любой фирмы, отражает влияние многих внутренних и внешних факторов. Включает в себя все аспекты экономической деятельности — производственный, научно — технический, материально — технического снабжения, сбыт. Она отражает выявление источников финансового ресурса и его распределения между подразделениями; распределение (перераспределение) прибыли; кредитование и финансирование различных подразделений; характер и структуру внутрифирменных финансовых операций. Гибкость этой политики обусловлена приспособлением к денежному рынку, валютному курсу и налоговому законодательству. Внутрифирменные денежные потоки регулируются с помощью финансов и расчеты осуществляются централизованным путем.

Финансовые методы управления включают в себя основные подходы к распределению (перераспределению) прибыли: во-первых, вся прибыль сосредоточена в центральном подразделении управления организацией, во- вторых, прибыль распределяется по подразделениям с особыми правами ее использования.

К внешним источникам финансирования можно отнести кредиты и займы, а также формирование акционерного капитала и продажу акций. Главным принципом является самофинансирование, то есть использование внутренних источников. На втором месте выступает использование заемных финансовых средств от коммерческих организаций, специализированных региональных и международных инвесторов, международных банков. Обычно, займы и кредиты получает центральное звено организация, а затем уже распределяет их между предприятиями и подразделениями.

 

Налоговое регулирование.

Содержание и цели налогового регулирования предопределены регули­рующей функцией системы налогообложения.

Налоговое регулирование – это один из наиболее динамичных и мобиль­ных элементов налогового механизма. Его основу составляет система эко­номических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

В зависимости от целей методы налогового регулирования делятся на че­тыре взаимосвязанные сферы. Это:

  1. бюджетно-налоговое балансирование;
  2. система налоговых льгот и преференций;
  3. административное воздействие;
  4. меры санкционированных действий.

Методы первой сферы занимают одно из главных мест в налоговом регулировании, так как они предусматривают преференцию регионов и уже­сточающий бюджетный налоговый режим. С помощью трансфертов, субси­дий и дотаций, бюджетного кредита достигается балансирование между доходами и расходами местных бюджетов.

Что касается налогов, то одни из них закреплены за определенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), а те, которые частично поступают в другие бюджеты, являются регулирующими. Эти налоги перечисляются в те или иные бюджеты с помощью уста­новленных законодательством норм отчислений.

В мировой практике для налогового регулирования используется ме­тод процентных отчислений от доходов вышестоящих бюджетов в ниже­стоящие. В связи с эти было введено понятие межбюджетных отношений, которые осуществляются с помощью трансфертного регулирования. Транс­ферт (перемещение, «переношу»), поэтому для бюджетных отношений трансферт представляет собой адресную финансовую помощь региону.

В Республике Беларусь широко применяется метод административно­го воздействия. Это связано с тем, что либерализация экономики в 90-х годах привела к вседозволенности перераспределительных действий.

Это привело к расстройству денежного обращения, появлению бартера и так далее. Это повлияло на налоговую систему экономики, которая способст­вовала нарастанию в данной ситуации инфляционных процессов.

Одним из методов налогового регулирования является оптимизация нало­говых ставок, что позволяет достичь оптимального равновесия между фис­кальной и регулирующей налоговыми функциями.

Следующим методом налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции.

Их правильное применение обеспечивает гибкость налоговой политики. Налоговые санкции могут носить как стимулирующий характер, так и отрицательный. Мировая налоговая практика выработала ряд мер по налоговому стимулированию:

  1. экономический характер методов налогового льготирования. Этим методом не свойственно неэкономическое и административное примене­ние;
  2. применение налоговых льгот не должно носить избирательный харак­тер и зависеть от форм собственности или видов деятельности;
  3. налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются в законодательном порядке;
  4. применение налоговых льгот не должно наносить ущерб государству
    и личным интересам граждан.

Одним из перспективных методов налогового регулирования является на­логовый инвестиционный кредит. Его необходимо использовать для импорта замещающих технологий, для приобретения оборудования, для научно-иссле­довательских и опытно- конструкторских работ.

Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Для их реализации необходимо создать механизм правового обеспечения инвестиционного налогового кредита.

 


Бюджетное регулирование.

Бюджетное регулирование- это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт)— это современная форма бюджет­ного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым административно-территориальным образованиям, средства на содержание объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в общей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех участников правилам.

Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходования не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которого была получена.

Обусловленная субвенция - она выдается также на определенный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законодательством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом, о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финан­совый год.

Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнениябюджетов в случае возникновения незапланированных расходов о использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управленияпринимают какие-либо решения (об изменении доходов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе исполнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

 



Просмотров 1565

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!