Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Смешанная экономическая система
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения. Модель – образец; схема чего-либо. Единой модели для всех стран мира не существует, это объясняется историческими особенностями стран: - географическим положением страны; - уровнем их экономического развития; - уровнем грамотности. Модели экономического устройства: - американская построена на поддержке предприимат. инициативы граждан, ориентирована на достижение личного успеха тем, кто более образован, энергичен, предприимчив. В такой системе наблюдается развитие уровня дохода, не ставится задача обеспечения соц-го равенства, тем не менее высокая мотивация к труду позволяет стране достичь высокого эконом. уровня и через распределение нац. дохода поддерживать приемлимый уровень жизни всего населения. – японская в отличии от американской предполагает высокую степень вмешательства гос-ва в регулирование эк-ки, активно поддерживается и стимулируется частный сектор, в эк-ке приоритетом дается развитие малого и среднего бизнеса, в его доле в японской экономике составляет более 80%. Главный критерий на кот. ориентируется японская экономика – высокие темпы эк. развития и высокая конкурентоспособность эк-ки. – немецкая. Её отличает сильное влияние гос-ва на эк-ку при значительном удельном весе гос. собственности. В немецкой модели сильны позиции частного предпринимательства. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства. – китайская. хар-но значительная доля гос-го сектора в эк-ке (свыше 50%). В с/х упор сделан на семейные крестьянские хозяйства с передачей им земли в пользование на 15-30 лет. Все модели можно свести либеральным(модели, в кот. господствует частная собственность и стимулируется частное предпринимательство)и соц.ориентированным(основанные на значительном вмешательстве гос-ва в процессы регулир-ии эк-ки как науке на макроуровне).
5 Институты экономической системы: роль, классификация ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 1) Система глобальных основополагающих экономических категорий. К числу экономических институтов в этом понимании можно отнести такие общеэкономические категории, как деньги, рынки, цены, предприятия, частная собственность, банковское дело, законодательство, страхование, конкуренция, государственное регулирование. 2) Правила, по которым взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность хозяйствующие субъекты (экономические агенты): индивидуальные предприниматели, фирмы, а также государство. Формальные правила действуют в виде конституций, кодексов, законов и иных писаных норм экономического поведения людей и организаций. Неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и общепринятых стереотипов поведения, прочно укоренённых в сознании людей и вследствие этого определяющие возможные и приемлемые действия экономических агентов. Формальные экономические институты построены по иерархическому принципу и включают 3 уровня общих и конкретных ограничений и норм: 1 уровень – политические и юридические нормы (конституции, Гражданский кодекс и др. экономические кодексы и законы), 2 уровень – собственно экономические правила и нормы (законодательные акты, распоряжения и постановления по конкретным видам экономической деятельности), 3 уровень – индивидуальные статуты и контракты. В отличие от формальных, неформальные ограничения, воплощённые в обычаях, традициях, кодексах чести и поведения, укоренены в сознании людей намного сильнее и менее восприимчивы к сознательным усилиям по их изменению. Укоренённые в сознании людей неформальные институты могут выступать прямым тормозом экономических реформ в том случае, если им противоречат новые формальные экономические институты, закреплённые в законодательстве. Экономические институты разнообразны. Они не всегда поддаются точному определению, измерению, не выступают в форме конкретных экономических параметров. Наиболее значимые экономические институты – права человека (подразделяемые на права личности и права коллективной организации), права собственности, определяющие базовую структуру стимулов экономической системы, и договор (контракт) как институт сделки, основной формы экономического взаимодействия. Институт прав человека санкционирует поведение человека в отношении других людей в обществе и экономике как наиболее общий свод правил поведения индивида в сообществе. Экономический смысл института прав человека заключается в ограничительном воздействии на распределение правомочий в обществе или в отдельной организации – предотвращение чрезмерной концентрации прав на верхней ступени иерархической лестницы или, напротив, размывания прав, препятствующего общественному контролю за их соблюдением. Права человека создают основу для реализации института – прав собственности, которые являются принятыми в обществе формальными и неформальными поведенческими нормами для экономических агентов по отношению к ресурсам, имуществу и др. экономическим благам. Право собственности расщепляется на комплекс частичных правомочий: – право владения;– право пользования,– право управления,– право на доход, – право на «капитальную стоимость» объекта при его продаже, дарении, уничтожении или утрате;– право на безопасность. Договор (контракт) как экономический институт формирует отношения между экономическими агентами. Договор может быть формальным или неформальным, контракт – чаще всего формальная норма, фиксирующая обмен правами и обязательствами в соответствии с достигнутым соглашением экономических агентов. В зависимости от того, насколько равноправно соблюдаются интересы сторон, контракты могут быть симметричными или несимметричными.
|