![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Бюджетная и налоговая система национальной экономики
Бюджетная система— это система, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов Правительства для содержания государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Местные делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет. Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др. В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят: • Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; • Государственный фонд содействия занятости; • Республиканский дорожный фонд; • Республиканский фонд охраны природы; • Республиканский фонд «Энергосбережение». Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах: единства(единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности); полноты отражения доходов и расходов бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов(обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета); эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса(каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса).
Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью. Продуктивность означает, что налоговые поступления должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. Эластичность характеризует способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства. Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов: 1. Единства налоговой системы. Этот принцип закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь; 2. Подвижности налоговой системы - налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы; 3. Стабильность налоговой системы. Налоговую систему можно считать стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). 4. Множественности налогов. Согласно этому принципу налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
![]() |