Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВОЗДЕЙСТВИЕ ФОНОВЫХ ФАКТОРОВ



Больше всего оживляет беседу не ум, а доверие.

Ф. Ларошфуко.

У всякого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонация и мимика: впечатление о них, хорошее или дурное, приятное или неприятное, и служит причиной того, что люди располагают /юс к себе или отталкивают.

Ф. Ларошфуко.

 

На заре кинематографа режиссер Лев Кулешов проделал эксперимент. Он напечатал на пленке один и тот же крупный план - лицо звезды немого кино Ивана Мозжухина. И склеил - смонтировал - мозжухинское лицо с тремя другими планами: тарелка супа, который жадно ест человек; тело умершего ребенка; прекрасная девушка. Одни и те же зрители, глядя на три прокрученные перед ними фрагмента пленки, по-разному трактовали увиденное лицо актера: герой голоден; герой обезумел от горя; герой влюблен и исполнен нежности. Но лицо-то было одно и то же, и выражение его не менял ось! Значит, дело не в том, что изображает актер, а в том, что воспринимает зритель. А трактовка происходящего зависит только от контекста, от фона, от того, с какими кадрами режиссер смонтирует изображение. Это явление получило название «эффекта Кулешова». С тех пор монтаж стал главным средством кинематографической выразительности, а впоследствии - телевизионной и другой видеопродукции.

Другое замечательное открытие в части воздействия фона на восприятие события сделал выдающийся англо-американский кинорежиссер Альфред Хичкок.

[148]

Его фильмы отличались специфической атмосферой страха. Режиссер добивался этого, основываясь на следующем наблюдении: сам выстрел не так ужасен, как ужасно его длительное ожидание. Влияние фона на податливость манипулятивному воздействию использовалось еще в глубокой древности.

Во II веке до н. э. в Китае была создана Палата песен - своеобразный институт для формирования общественного мнения. Представители, этой организации собирали наиболее популярные в народе стихи, песни («ночные песнопения»). Затем проводилась переработка текстов в необходимом направлении. Текстам песен придавался иной смысл, хотя использовались популярные мелодии. Затем специально нанятые люди исполняли их в местах скопления населения, воздействуя тем самым на общественное мнение, внедряя в сознании слушателей нужную для власти информацию.

Знакомая мелодия способствовала преодолению фильтра критического отношения к словам, то есть выполняла роль фасцинации, о которой мы уже говорили.

Подобное воздействие фоновых эффектов успешно используется в манипулировании сознанием. Приведем два примера.

Пример первый: создание искаженного представления о ситуации, которое далеко от объективности, но выгодно лишь· одному из претендентов на выборный пост в целях привлечения внимания избирателей.

Различные истории, эксплуатирующие хорошее отношение городского человека к живой природе, давно и прочно закрепились в политическом пиаре. Биографы В. И. Ленина не могли обойти тот факт, что вождь любил поохотиться на разных зверюшек. Но самая известная охотничья история, многократно пересказанная разными авторами, - «Ленин и лиса». Суть этой истории в том, что однажды егеря выгнали красавицу лису прямо на В. И. Ленина. Но вождь не стал стрелять в зверя, уж больно тот был красивый. Многократное повторение этой сусальной истории постепенно формировала у читателя представление, что охоту Ильич любил не ради удовлетворения жажды убийства (для сельского жителя охота - дополнительный источник пропитания, а для городского - забава), а для того, чтобы побродить по лесу с ружьем и полюбоваться природой.

[149]

Такай дополнительный штришок к образу «самого человечного человека».

Когда же перед пиарщиками была поставлена задача, показать, что «вечно живой и любимый» всегда был кровавым маньякам, готовым «расстреливать и расстреливать», срочно из архивов извлекли письма жены Ленина Н. К. Крупской к сестре. В этом письме Крупская описывает, как Володя, подобно пресловутому дедушке Мазаю, во время повадка объезжал на лодке островки, на которых от воды спасались зайчики. Правда, в отличие от Мазая он их не спасал, а прикладам ружья забивал беззащитных зверюшек. Причем однажды забил их столько, что чуть не потопил перегруженную лодку.

Обратимся теперь к новейшей истории. Примерами ситуаций, когда для решения политических задач со стороны' правящей партии необходимо было создать предпосылки в общественном мнении для использования требуемой юридической нормы, могут служить поджег рейхстага в Германии и «шахтинское дело» в СССР. (Суть последнего: группу инженеров и техников необоснованно обвинили в создании контрреволюционной вредительской организации; пятеро обвиняемых были приговорены к расстрелу, остальные - к различным срокам заключения). «Праведный гнев» общественности по отношению к определенной группе, партии, этническому меньшинству становится моральным основанием для действий, выгодных определенным политическим . кругам. Интересным в этом контексте является замечание Г. Ф. Салтыкова, указывавшего, что увязывание каких-либо действий с мнением большинства очень широко применялось с древнейших времен, в частности, в конфуцианской традиции для морального оправдания различных интриг и дворцовых переворотов.



Просмотров 468

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!