Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Языковые средства подмены понятий



С теоретического обоснования своей программы политики переносят акцент на манипулирование общественным сознанием. Для этого используются уже апробированные методы:

- замена одних слов и понятий другими, перенос значения слова на более широкое понятие и общность; как правило, политики не говорят от себя лично или лаже от имени партии, каждый стремится говорить от имени народа или населения региона, электората (апелляция к чувству «мы»: «мы С тобой одной крови»);

- поиск «врагов», лица или группы лиц, которых можно наказать или разоблачить; в речи кандидатов используется слово «они»: апелляция к глубинному чувству «мы – они»;

- склонность к иносказаниям, каламбуру, использованию метафор, затрагивающих глубинный уровень сознания и не воспринимающихся негативно.

В качестве примера использования указанных языковых средств приведем мнение известного американского специалиста по идеологической обработке Г. Маркузе. Он пишет: «Во Вьетнаме «типичное преступное коммунистическое насилие» выступает против американских «стратегических операций». У «красных» сеть наглость проводить «скрытую атаку» (по-видимому, они должны были заявить о ней заранее и развернуть ее открыто); они «избегают смертельной ловушки,) (по-видимому, они должны были остаться в ней). Вьетконговцы атакуют американские казармы глубокой ночью и убивают американских ребят (по-видимому, американцы атакуют только при ярком дневном свете, не беспокоят сон противника и не убивают вьетнамских ребят).

Резня сотен тысяч коммунистов в Индонезии называется «впечатляющей,): подобные «темпы убийств,), пережитые другой стороной, вряд ли были бы удостоены таких прилагательных. Для китайцев присутствие американских войск в Восточной Азии является угрозой их идеологии, в то время как присутствие китайских войск в Центральной и Южной Америке, наверное, было бы реальной и не только «идеологической» угрозой Соединенным Штатам» [390, 260].

Для сравнения можно упомянуть отвратительный язык официальных средств массовой информации России во время войны в Чечне. Там ведь тоже федеральные войска «уничтожали» чеченских боевиков, в то время как последние российских солдат «убивали».

Даже обыденный язык, усиление или укрытие действительного смысла выражений становится инструментом манипулирования. Несмотря на обозначение одного и того же, по-разному воспринимаются выражения «поддержка с воздуха» (air support) и «бобмардировка» (bombing). Одно дело - сказать «вмешательство» (invo1vement) и другое - «вторжение,) (invation) [249; 157]. А ведь весь вопрос в том, что такие манипуляции становятся частью нашей повседневной жизни и нашего повседневного мышления, проходят мимо нашей критической способности, критической обработки [151].

Символический язык

Пример политических мифов ярко демонстрирует и отчасти объясняет необыкновенные возможности манипулятивного

языка. Символы, придающие языку его властную силу, творят для публики картину политической реальности, которая преподносится как единственно подлинная и достоверная.

Политические мифы - лишь одна из возможных символических форм, воздействующих на общественное сознание посредством языка. Другие возможности языка реализуются . посредством обращения к символам, входящим в систему ценностей избирателей.

Так, например, в предвыборной кампании 1972 года этот прием был широко использован Р. Никсоном, призывавшим электорат не голосовать за Ричарда Никсона, а «переизбрать президента страны». По мнению многих исследователей, это было одним из объяснений того, почему сенатор Дж. Макговерн испытывал трудности в предвыборной борьбе с Никсоном. Американцы склонны любить уже избранного президента и не любить людей, составляющих ему оппозицию.

Президент - один из почитаемых современных американских институтов власти, которые одобряются и поддерживаются всеми порядочными и здравомыслящими гражданами. У американцев культ президентства. Многие из них рассуждают так: «Я могу не любить человека и все, что он делает, но я уважаю его пост, пост президента». Культ президентства находит проявление, в частности, в том, что в США и к бывшим президентам до самого конца их жизни обращаются «господин президент».



Просмотров 483

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!