Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВОПРОС 12. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ



ВОПРОС 11. АРИСТОТЕЛЬ.

Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Приехав с севера Греции, Аристотель в возрасте 17 лет вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится зав­зятым противником своего учителя. Центральная идея философии Платона - эйдос - перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, или эйдосов. Мир вещей и мир идей объединяет душа Космоса. Она заставляет идеи присутствовать в вещах и наоборот. Аристотель реши­тельно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю ,обязательно есть некоторого рода общность, т.е. эйдос во всех смыслах. Но эйдос вещи ,есть не только обобщенность ее отдельных элементов. Он представляет собой еще и нечто единичное. Совер­шенно невозможно отрывать общее от единичного и единичное от общего. Свое учение о вещи как организме Аристотель излагал много раз и разными способами. Он выделяет четыре причины, или четыре принципа любой вещи, понимаемой как организм. Первый принцип - о том, что эйдос вещи вовсе не является ее занебес­ной сущностью, но такой ее сущностью, которая находится в ней же самой и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. Второй принцип затрагивает материю и форму. Кажется, что материя и форма - обычное и всем понятное противопоставление, и, кажется, здесь даже не о чем говорить. Все, даже самое сумбур­ное, беспорядочное, бесформенное и хаотичное уже имеет свою собственную форму. Облака и тучи во время грозы выглядят абсолютно бесформенно. Однако если туча не обладала в самом деле никакой формой, то как бы она могла быть для нас какой-то познаваемой вещью. Отсюда Аристотель делает вывод, что материя вещи есть только еще самая возможность ее оформления, и возможность эта - бесконечно разнооб­разная. Только полное отождествление материи вещи с ее эйдосом делает вещь именно вещью. Эйдос и материю умел различать и Платон, и совсем неплохо их отождествлял, но то, что сделал

ВОПРОС 12. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.

Основные этапы философской мысли: патристика, схоластика. Ключевая идея античной философии - космоцен­тризм. Стержневая идея средневековой философии - теоцентризм.

Средневековая философия большое значение придаёт учению о морали. Главный смысл жизни по Авгу­стину - стремление к счастью. Основной принцип античных Аристотеля, Демокрита, Эпикура - жить сообразно с природой. По Ав­густину счастье - познание Бога и выяснение своей полнейшей зависимости от него. Любовь к себе, доведённая до полного презрения к себе - это любовь к Богу. Жизнь по Богу - это пренебрежение ко всем земным благам. Чем большим числом благ человек пренебрегает, тем выше его добродетель. Добродетель тре­бует полной власти духа над телом. Принцип учения Ав­густина - аскетизм. Каков источник зла? Бог не может быть источником зла. Зло может исходить только от грешного чело­века, от его греховной воли. Здесь начало этики волюнтаризма. Наряду с таким воззрением на природу зла, Августин форму­лирует идею, которая получила назва­ние предопределения: до рождения всех людей Бог разделил их всех на избранных, которые спасутся и прокля­тых, которые будут гореть в аду. Эта идея находится в противоречии с предыдущей мыслью, что человек сам яв­ляется источником зла. Здесь у Августина главное противоречие. Именно Августин высказал принцип прину­жде­ния человека в делах веры. Ему по существу принадлежит идея святой инквизиции. “Всякий еретик будет вечно му­читься за гробом, поэтому ему лучше претерпеть сожжение на земле. Всякий несогласный с Церковью будет предан светской власти для наказания без кровопролития (т.е. сожжения).

Августин сформулировал христианское учение. История - это реализация планов и намерений божества. Челове­чество образует в историческом процессе светское государство (царство зла и греха) и Церковь (царство Божие на земле). Эти два града созданы двумя видами любви. Земное царство создано любовью к самому себе и презрению к Богу. Небесное царство - наоборот.

От Адама до Страшного Суда история проходит 6 эпох. Книга кончается описанием видения, в котором предстаёт взору вечное блаженство града Божьего. Это учение оказывало огромное влияние на протяжении сред­невековья на мышле­ние, особенно в борьбе Церкви со светскими государями. По существу, это - теоретическая основа оправданию теократиче­ских режимов.

 



Просмотров 476

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!