Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВОПРОС 16. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ У Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА



Бэкон и Декарт - создатели альтернативных методов мышления, в соответствии с особенностями их гносеоло­гии. Бэкон - основатель эмпиризма, Декарт - рационализма (соответственно индуктивный и дедуктивный метод). “Новый органон” Бэкона:

Соответственно своему пониманию задач философии, увеличение власти человека над природой (в этом Бэ­кон и Декарт солидарны) придаёт значительную разработку новому мышлению в философии. Задача метода - научиться пользоваться своим умом и находить кратчайший путь к истине, отличать истину ото лжи. Принципы метода Бэкона:

Ограничение разума от предрассудков и предубеждений, заволакивающих ум человека и мешающих процессу познания. Бэкон говорит об идеях: “владения” умом человека в процессе познания: стереотип коллективного познания, вера в мистику и т.д., идолы пещеры - стереотипы индивидуального познания, идол “площади” - влияние на мнение окружающей толпы, идол театра - влияние авторитетов. Такую же задачу ставит Декарт.


Аристотель в этой области, явля­ется почти, можно сказать революцией в отношении платонизма. Из тех философов антично­сти, кто различал форму и материю, Аристотель был самым глубоким и самым тонким их отождествите­лем. Если где Аристотель и выступает, как принципиальный материалист, т.е. пропове­дует материю в качестве принципа живой реальности существующего вокруг нас мира, то лишь в своем учении о материи в виде царства случайности. По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ни на что другое не сводимая. Таким образом, по Аристотелю, движение является та­кой же основной категорией, как и материя и форма. Аристотель ставит вопрос о возможности самой категории движения. Он выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина. Последним принципом существования всякой вещи по Аристотелю явля­ется цель. Цель - специфическая категория, ни на что другое не сводимая. Аристотель различает три типа души - растительную, ощущающую (животную) и разумную. Эйдос живого тела есть принцип его жизни, т.е. его душа. А всякая душа движущая телом, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом. Так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума. По Аристотелю Ум и есть высшая степень бы­тия. Этот Ум, будучи наивысшей степенью бытия в целом, является у Аристотеля, если сказать кратко, предельным понятием вообще. Ум, взятый сам по себе, уже ровно ничем ни связан и зависит только от самого себя. В этом смысле он вечно неподвижен. Аристотель считает, что Ум, несмотря на всю сво­боду от умственной материи, содержит свою собственную, чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением. Никакие философы до Аристотеля не допускали в Уме существование мате­рии. Аристотель создал три концепции Ума-перводвигателя. Первая концепция - чисто платоническая. Она сво­дится к тому, что Ум является наивысшим и окончательным бытиём. Во второй концепции, Ум у Аристотеля есть мышление, и мышление самого же себя, т.е. “мышление мышления”. Ум содержит в себе свою собственную умст­венную материю, которая даёт ему возможность быть вечной красотой (т.к. красота есть идеальное совпадение идеи и материи). Третья концепция Аристотеля сильно отличается от Платоновской. У Платона космосом управ­ляет Мировая душа. У Аристотеля же это - Ум, который движет реши­тельно всем, и поэтому он есть жизнь как вечная энергия.

истине, источник которой - Бог, но необходимо допустить знания в мир человека, они нужны для мирских дел. Познавая душу, мы находим Бога. Формула Августина: “верю, чтобы знать”. Философия в услужении богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. По Фоме знание допускается как абсолютно необходимое для земных дел человека, но знание принижено, оно находится в положении служанки.). Вторая - концепция двойственной истины. Автор - араб Аверроэс ибн Рошд. Он находился в оппозиции ко всей философии Римской католической церкви. Суть концепции - разделение сфер приложения и функций знания и веры. Знание необходимо человеку для земных дел, религия - для спасения души и жизни вечной. Это - компро­мисс между знанием и верой, молчаливое соглашение о невмешательстве в дела друг друга. Рошд считал, что мифы о бессмертии, загробной жизни - пустая болтовня невежественных людей. Эти басни только развращают умы народа. Нет иной награды, кроме земной. К совершенству ведёт не аскетизм, а научно-философское позна­ние. Творение из ничего - нелепая выдумка теологов, материя вечна и неуничтожима, безгранична в простран­стве, мир не знает чудес, божественного откровения не существует вообще, молитвы бесцельны, человек должен полагаться на свою активность и познавать законы природы, душа смертна, бессмертие человека - его знания и ум. Бог по Аверроэсу - это конечная причина всего, его власть простирается лишь на общий ход истории, он мыслит универсальное, а не индивидуальное. Эти воззрения Рошд помещал в концепцию двойственной истины. Филосо­фия - это высшая ступень познания, т.к. пользуется логикой и обоснованием, а теология - низшая, т.к. она не может опытным путем обосновать свои учения. Третья - знание выше веры (Пьер Абеляр 1079-1142). Абеляр требует подвергнуть догматы веры оценке разума. В случае конфликта решающий голос должен принадлежать разуму. Человек может принять из веры то, что согласуется с критериями разума. Формула Абеляра: “Нельзя доверять тому, что не понимаешь”, его девиз - “понимать, чтобы верить”. Он тоже богослов. Средневековые философы все богословы (теологи).

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяже­нии нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно кото­рому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, су­ществующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, пред­ставляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное на­правление было связано с подчеркиванием

2) не нужны.

3) Гилозоизм (представитель - Дидро и часть французских материалистов). Восходит к первобытному об­ществу. Согласно этой концепции, все явления в мире одушевлены и даже обладают мышлением. Смысл концепции в том, что философы пытаются уйти от вопроса возникновения психики, лением. Согласно пантеизму, бого-духовной персоны в мире не существует, поэтому ни религия, ни священнослужители сознания и мышле­ния. Полный отход от идеи Бога и абсолютизации психики и сознания осуществлён в 18 веке, в самом конце у Гольбаха и Фейербаха.

Вторая существенная черта философии Нового Времени - это то, что для всех философов для взглядов на природу характерен механицизм. “Изгнать из науки мистику, смотреть на природу, исходя из материи”. В теории познания формируются две альтернативные позиции: сенсуализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, франц. материалисты, Л. Фейербах) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель, Лейбниц).

Сенсуалисты считают, что единственным источником знаний являются данные органов чувств, чувствен­ный опыт. Рационалисты считают, что знания приходят только с помощью работы ума, т.е. источником знаний является разум.

 



Просмотров 966

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!