Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВОПРОС 34. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ



ВОПРОС 30. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, создан­ных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и пси­хику, т.к. не все психические про­цессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-про­изводственной деятель­ности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индиви­дуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вмести­лище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чело­века, его мышле­ние - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом созна­нии. Декарт: сознание - вне­пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Ге­гель: - одно из воплощений всемир­ного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в зако­номерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание ве­щей, а также пережива­ние, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его но­выми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необхо­димый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фо­кусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна­

ВОПРОС 33. СУБЪЕКТ И ОБЪ­ЕКТ ПОЗНАНИЯ.

Гносеология - учение о познании - философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, уста­новлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гно­стиками и агностиками.

Субъект познания - человеческий род. Познание индивида - освоение знаний рода. Человек становится само­стоятельным субъектом познания только в этом случае.

1) Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей.

2) Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность.

Процесс познания всегда есть взаимодействие субъекта и объекта. Взаимодействуя, субъект и объект изме­няют друг друга. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь познания имеет две основные ступени:

1) чувственное сознание (живое созерцание);

2) рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональ­ному. Цель познания: поиск истины.

ВОПРОС 34. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ.

Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь процесса познания имеет две основные ступени: чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание. Чувственное познание в свою очередь имеет также две ступени:

1) непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств;

2) содержание отражения (каждое ощущение восприятия даёт сведения о единичном, даёт только по­верхностное знание).

Форма - чувственный образ:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение.

Чувственное отражение не даёт понимания отражаемого, прямой информации о том, что доступно ин­теллекту. Оно поверхностно. Отличие чувственного отражения от отражения животного: многие животные обладают более совершенными органами чувств, чем человек, при этом границами восприятия для животных являются естественные границы восприятия, человек же с помощью приборов может расширить естественные границы восприятия, к тому же к работе органов чувств добавляется деятельность ума.

 

 

предметный мир. Истина по своему источнику всегда объективна. Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

1) Поскольку мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и неисчерпаем вглубь, постольку всякое знание ограничено знаниями эпохи и мерой постижения предмета. Любое знание является относительной ис­тиной. Признание относительного характера наших знаний ограждает нас от зазнайства, окостенения знаний, от догматизма.

2) Вопрос о том, может ли человек и человечество познать весь предметный мир целиком?

Абсолютная истина - полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой отно­сительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма.



Просмотров 1603

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!