Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ВОПРОС 34. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ
ВОПРОС 30. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её. Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна ВОПРОС 33. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. Гносеология - учение о познании - философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, установлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гностиками и агностиками. Субъект познания - человеческий род. Познание индивида - освоение знаний рода. Человек становится самостоятельным субъектом познания только в этом случае. 1) Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей. 2) Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность. Процесс познания всегда есть взаимодействие субъекта и объекта. Взаимодействуя, субъект и объект изменяют друг друга. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь познания имеет две основные ступени: 1) чувственное сознание (живое созерцание); 2) рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины. ВОПРОС 34. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь процесса познания имеет две основные ступени: чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание. Чувственное познание в свою очередь имеет также две ступени: 1) непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств; 2) содержание отражения (каждое ощущение восприятия даёт сведения о единичном, даёт только поверхностное знание). Форма - чувственный образ: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение. Чувственное отражение не даёт понимания отражаемого, прямой информации о том, что доступно интеллекту. Оно поверхностно. Отличие чувственного отражения от отражения животного: многие животные обладают более совершенными органами чувств, чем человек, при этом границами восприятия для животных являются естественные границы восприятия, человек же с помощью приборов может расширить естественные границы восприятия, к тому же к работе органов чувств добавляется деятельность ума.
предметный мир. Истина по своему источнику всегда объективна. Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества. 1) Поскольку мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и неисчерпаем вглубь, постольку всякое знание ограничено знаниями эпохи и мерой постижения предмета. Любое знание является относительной истиной. Признание относительного характера наших знаний ограждает нас от зазнайства, окостенения знаний, от догматизма. 2) Вопрос о том, может ли человек и человечество познать весь предметный мир целиком? Абсолютная истина - полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой относительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма.
|