Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ВОПРОС 42. ПОНЯТИЯ “ЧЕЛОВЕК”, “ИНДИВИД”, “ЛИЧНОСТЬ”
Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное. Живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое вательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое. ВОПРОС 31. ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ, ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА. Сознание - одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание. Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека. Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необходимости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания - результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания - общение людей, следствие необходимости общения - возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.
ВОПРОС 32. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ. ФУНКЦИИ ИДЕАЛЬНОГО. Идеализм признаёт существование чистого духа вне материи, независимо от неё. Вульгарный материализм 19 века склонен отождествлять идеальное и материальное. Материализм диалектический считает, что идеальное (мысленные, чувственные образы, эмоциональные состояния есть идеальные объекты) есть нематериальная функция материального мозга. Идеальный объект не обладает телесностью отражаемого объекта. Идеи бестелесны. Свойства идеального - внутренние состояния человеческого мозга. Гибель мозга - гибель идеального. Идеальное способно соединяться с человеческой деятельностью и материализоваться в продуктах деятельности человека, так создаётся вся цивилизация (“искусственная среда”, “вторая природа”). Поэтому основная функция идеального - быть духовным средством преобразования человеком мира. ВОПРОС 35. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ, ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. Рациональное познание - диалектический скачок в процессе познания. Осуществляется с помощью мышления. Формы мышления: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Суждение - связь двух понятий. В процессе умозаключения на основе правил логики из суждений выводятся новые суждения. Понятия - высшая форма логической ступени познания. Понятие идеально, слово - материальная форма облачения понятия. Язык - ничем не заменимое средство накапливания, хранения и передачи информации. Благодаря языку, происходит умножение знаний всего человеческого рода, поэтому язык является важным средством развития умственных способностей человека и человеческого рода. Благодаря работе мысли человек получает информацию о том, что чувствам непосредственно не дано. 1) На этом уровне познаются общие свойства предмета. 2) Так познаётся суть вещей. Абстрагирование - выделение человеческим умом из массы единичных свойств общее. Уровни развития понятия: 1) Детское мышление - схватывает поверхностно 2) Донаучное понятие - обобщает внешнее 3) Научное понятие - схватывает внутренние закономерности 4) Философское понятие - схватывает всеобщие связи и потому в философских понятиях проявляются аналитические и синтетические способности человеческого мышления. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины.
|