Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос Цели, задачи, сод-ние ранней коррекц-развивающей раб-ты с д. с фактором риска в реч-ом раз-тии



Целью ранней корррекц-нно-развив-щей раб-ты явл-ся максимальное раскрытие потенциальных возможностей реб-ка. Она помогает детям овдадеть теми навыками и умениями , которые обычно форм-ся в процессе норм-ного раз-тия. В сод-ние ранней кор-раз-щей раб-ты начиная с периода новорожденности входит одновременное фор-ние умений, относ-ся к разным сферам разв-тия: общей моторике, тонкой моторике, к восприятию, к восприятию речи, к умению выражать свои чувства и т. д. Р-та с д. , имеющими фактор риска реч. нар-ний строится исходя из сущности паталогии ЦНС. Ранняя коррекц.-пед-кая раб-та необходима с первых дней жизни такого реб-ка , т. к. нар-ние речи одних функций приводит к вторичной задержке функц-ния др. и в дальнейшем к пед-кой запущенности . Кор-пед-кие мероприятия включают в себя раз-тие ориентировочно- познават-ых реакций , фиксацию взора, его послеживание, слух, двигат. активнось . Осн. внимание обращ-ся на раз-тие сенсорного восприятия : зрительного, слухового, кинестетического . К биолог. факторам риска реч. нар-ний генетического хар-ра относится например: нар-ние фор-ния психомоторного профиля (леворукость ). В нек. случаях это можно предупредить если в игре, во время кормления максимально исп-ть правую руку. К биолог. факторам риска также относится семейная отягощённость патологией речи. Социально-психолог.факторы : познават-ая и социальная депривация ( недостаточное удовлетворение своих потребностей). Нервно-псих. здоровье, обеспечивающее норм. реч. раз-тие реб-ка во многом зависит от межличностных отношений в семье. Это: 1) поведенческие и харак-ные особ-ти родителей( тревожность, мнительность, импульсивность). 2) неполная семья; 3) конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в стр-ре семьи( развод, болезнь); 4) резкая смена типа воспитания; 5) неадекватный тип восп-ния ( гиперопека, гипоапека); 6) несогласованность в воспит. позициях родителей; Учёт законом-тей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную проф-ку , корекц- пед-кую р-ту. Большое значение для раз-тия реб-ка имеет стимуляция фор-ния реч. функции. ( игры на раз-тие моторики, внимания, памяти). Активно во всё включаются родители.

Центральный отдел речевого аппарата,его строение и функц-ие( 63 вопрос)

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприои барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов,

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (СНОСКА: Иннервация — обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками.) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек;языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи — от периферии к центру.

Этапы логопедической работы при недостатках звукопроизношения у детей(102в)

Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться.При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.

По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам логопед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормальным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);3) автоматизация звука в предложениях;4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;6) автоматизация звука в разговорной речи.Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.



Просмотров 611

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!