Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 199.1, 199.2 УК РФ



Конституция Российской Федерации статьей 34 закрепила свободу экономической деятельности. Одновременно в статье 55 определено, что права человека и гражданина, в том числе на занятие экономической деятельностью, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме этого, статья 57 Конституции России устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...». Таким образом, Основной закон страны относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех граждан. Это во многом обусловливается тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит наполняемость бюджетов различных уровней, влияющая в свою очередь на стабильность выплат заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.

Уже 20 лет как наша страна начала переход к рыночной экономике. Все началось со знаменитого Закона СССР от 26 мая 1988 «О кооперации в СССР», когда было, наконец-то, легализовано частное предпринимательство. Но в то время еще господствовал государственный сектор экономики, когда бюджет государства формировался совершенно по другим принципам, чем сейчас.

После августовских событий 1991 года, когда в России начали уже активно проводиться рыночные реформы, государство вынуждено было ввести жесткий контроль за уплатой налогов. Отсюда и появление таких новых юридических понятий, как налоговое преступление и налоговое правонарушение. Само понятие «налоговое преступление» означает наиболее опасное нарушение налогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступают денежные средства, необходимые государству для осуществления его полномочий.

Это означает, что появилась новая сфера общественных отношений, которая нуждалась в реализации защитных функций уголовного закона.

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.

Упорядочение сборов налогов зависит от множества факторов социально-экономического, политического, нравственного и психологического характера, действующих в масштабах всего общества. Существенно сказывается при этом и несовершенство российского законодательства, как собственно налогового, так и уголовно - правового.

Как видно из динамики изменений российского законодательства как налогового, так и уголовного, регулирующего правоотношения в налоговой сфере, оно претерпевает очень много изменений. Это связано с тем, что данная сфера общественных отношений содержит большое количество противоречий между интересами сторон, участвующими в налоговых правоотношениях. Как показал опыт применения налогового законодательства, ущемление интересов одной из сторон в обязательном порядке вызывает негативные последствия для другой стороны.

В постепенно реформирующейся экономике страны налоговая система занимает особое место, являясь одним из факторов ее стабильности. Однако сокрытые от налогообложения доходы представляют собой огромную сумму. Это показывает и проведенный анализ. Из 2,7 млн. числившихся на учете в Государственной налоговой службе (ГНС) юридических лиц лишь в отношении 436 тыс. (16%) не отмечено серьезных нарушений во взаимоотношениях с бюджетом, в то время как 1,3 млн. (30%) налогоплательщиков имеют хроническую задолженность по платежам, 882 тыс. (34%) не представляют налоговую отчетность, следовательно, не платят налоги. Статистические данные свидетельствуют о тенденции постоянного роста количества налоговых правонарушений и преступлений.

Несоответствие налогового законодательства реальностям повседневной действительности часто порождает среди предпринимателей неуверенность, подталкивает к нахождению различных способов сокрытия доходов от налогообложения. В ходе анонимного опроса предпринимателей, проведенного сотрудниками управления по борьбе с налоговыми преступлениями в Санкт-Петербурге, 85% из них предпочли бы отдавать часть получаемых доходов своей «крыше», чем платить налоги государству. При этом около 40% пояснили, что в роли «крыши» выступают сотрудники подразделений экономической безопасности. Также в ходе данного опроса около 90% предпринимателей признали, что в той или иной мере допускали нарушения налогового законодательства.

На сегодняшний день можно констатировать массовое уклонение юридических и физических лиц от налогообложения. Бюджет недополучает огромные деньги, что неблагоприятно отражается на жизни всего общества, угрожает экономической безопасности страны.

Материалы проверок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, проведенных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями самостоятельно, а также совместно с налоговыми инспекциями, показывают, что нарушения налогового законодательства имеют устойчивый характер на предприятиях различных организационно-правовых форм. В частности, среди выявленных нарушителей налогового законодательства оказались: государственные предприятия - 6,2%, индивидуальные частные предприятия - 4,1, акционерные общества - 32,8, общества с ограниченной ответственностью - 46,9, банки и иные кредитно-финансовые учреждения - 7,4, обособленные подразделения (представительства) инофирм - 2,6%.

Вместе с тем сотрудники подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями отмечали, что в значительной мере сложность заключается в самом процессе доказывания и восстановления всей картины налоговых преступлений. Главная проблема - это доказывание умысла в совершении налогового преступления, поскольку основная часть обвиняемых ссылается на технические ошибки, незнание законов, инструкций и иных нормативных актов. По большинству уголовных дел, находящихся в производстве следователей, расследование затруднено в силу многоэтапности, объемности, неочевидности, завуалированности преступлений, из-за значительных сумм сокрытия объектов налогообложения, стремления обвиняемых различными способами повлиять на исход дела, уклонения виновных от явки в следственные органы и иных причин.

В ответ на изобретение новых способов ухода от уплаты налогов и сборов, законодатель 8 декабря 2003 г. внес изменения в УК РФ.

По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое причиняет существенный ущерб бюджетной системе государства. С этих позиций проявлением достаточно высокой степени общественной опасности данного деликта выступает конкретная денежная сумма, выраженная в рублях, непоступление которой в бюджетную систему РФ влечет для государства серьезные негативные последствия.

Учитывая практику правоприменительной деятельности, законодатель предусмотрел уголовную ответственность за неуплату средств в собственных интересах, которые должны быть уплачены в бюджет. Речь идет о выполнении организацией обязанностей налогового агента, ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 199.1 УК РФ и о сокрытии денежных средств, которые могут быть изъяты в принудительном порядке в счет погашения задолженности по налоговым платежам и сборам. Уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 199.2 УК РФ.

Также в ст. 199 УК РФ было добавлено новое примечание, в котором конкретизировано понятие крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налоговых платежей.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за неисполнение налоговым агентом обязанностей, а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 199.1, 199.2 УК РФ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановил дать судам некоторые разъяснения.

Во-первых, общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации – далее НК РФ).

Под сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, которые им не предусмотрены, либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом. Исходя из этого статьи 199.1-199.2 УК РФ предусматривают уголовную ответственность в отношении налогов и сборов, уплата которых предусмотрена статьями 13, 14, 15 и 18 НК РФ и соответствующими главами части второй НК РФ. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ.

Статья 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента. Основным составом данной статьи является преступное деяние, выраженное в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

В данном случае необходимо дать определение налогового агента. Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль (статья 286 НК РФ).

Таким образом, субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Личный интерес как мотив преступления, может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в статье 199.1 УК РФ, сотрудники органов внутренних дел должны руководствоваться правилами, содержащимися в примечании к статье 199 УК РФ, и исчислять его, исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ и соответственно статьей 198 УК РФ или статьей 199 УК РФ. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по статье 199.2 УК РФ.

Составом преступления, предусмотренного статьёй 199.2 УК РФ является сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

В соответствии с законом субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Исходя из смысла статей 48, 50, 113-115, 294-300 ГК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», права собственника имущества юридических лиц (организаций), в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе осуществлять руководители органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).

В соответствии со статьей 120 ГК РФ, статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьями 11 и 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» собственниками имущества учреждения могут быть физические лица. В этом случае они также могут быть при наличии к тому оснований субъектами преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ.

Вводя данный состав преступления в уголовный закон, законодатель предусмотрел уголовную ответственность должностных лиц организаций и частных предпринимателей в том случае, когда производится начисление налогов и сборов, сдается достоверная налоговая отчётность, но платежи по начисленным налогам и сборам не перечисляются в бюджет, т.к. активы, за счёт которых должны производится указанные платежи, укрываются.

Преступление, предусмотренное статьей 199.2 УК РФ, заключается в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки.

Недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.

В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в статьях 47 и 48 НК РФ.

Исходя из примечания к статье 169 УК РФ, под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.

При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 69 НК РФ).

При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются.

Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по статье 199.2 УК РФ.

В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (статья 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (статья 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 199.2 УК РФ.

При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежат квалификации по части 1 статьи 312 УК РФ.

Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (пункт 7 статьи 48 НК РФ, статья 446 ГПК РФ), состава преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, не образует.

Как уже упоминалось выше крупным размером в статье 199.1 Уголовного кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что общественная опасность рассматриваемого преступления обусловливается повышенной ролью налогов в экономике государства, а также значимостью защищаемых здесь уголовным законом общественных отношений, характером, объемом причиненного вреда, особенностью самого общественно опасного деяния, особенностями его объекта и субъекта. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги.

Все это препятствует плановому поступлению денежных средств в бюджет страны, а тем самым нормальному функционированию системы государственной экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержке в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, прекращению реализации ряда социальных программ, отказу от многих научных исследований и т.п.

Налоговые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Деяния же, входящие в число налоговых преступлений, являются только умышленными.

Именно поэтому, руководствуясь соображениями социально-экономического характера, законодатель установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций.

С учетом вышеизложенного можно предположить, что налоговым преступлением является виновное, общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на установленный порядок налогообложения, и выражающееся в действии или бездействии, направленном на оставление в собственности виновных или третьих лиц неуплаченных денежных средств, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причиняется существенный ущерб.

Следовательно, непосредственным объектом ст. 199.1 УК РФ являются отношения, связанные с выполнением организацией обязанностей налогового агента, в ст. 199.2 УК РФ являются отношения, связанные с обязанностью по уплате налогов и сборов и гашения задолженности по ним.

Ст. 199.1 УК РФ подразумевает сокрытие таких объектов налогообложения как налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет.

Ст. 199.2 УК РФ подразумевает сокрытие таких объектов как денежные средства или иное имущество, которое может быть изъято в принудительном порядке в счет погашения задолженностей и недоимок по налогам и сборам.

Трудно согласиться с мнением о том, что если в бухгалтерской документации все отражено правильно, но организация налоги не платит, то привлечение к уголовной ответственности недопустимо.

В связи с этим законодатель и ввел в УК статью 199.2, предусматривающую ответственность за сокрытие денежных средств и других активов, которые могут быть принудительно отчуждены в счёт погашения задолженностей по налогам и сборам. Эта мера законодателем как раз и предусмотрена для описанного случая, когда организация сдает налоговым органам всю отчетность, которая является абсолютно правильной, не содержит никаких искажений, но в то же время налоговые платежи в бюджет не уплачиваются по причине отсутствия денежных средств в распоряжении организации. Как правило, такая ситуация возникает, когда организация подводится под банкротство, и данный состав взаимосвязан с составом статей 195 и 196 УК РФ.

В данном случае руководитель такой организации должен быть привлечен к уголовной ответственности, если он не находится в ситуации крайней необходимости.

Вместе с тем, как справедливо отмечают отдельные авторы, полная или частичная неуплата налогов без нарушения других норм налогового законодательства практически исключает возможность доказать умысел на уклонение от уплаты налогов.

Существует мнение, согласно которому нельзя считать уклонением от уплаты налогов случаи, когда предприятие по тем или иным причинам вместе с недоплатой имеет и переплату налогов.

Действительно, согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Однако данное обстоятельство будет свидетельствовать об отсутствии состава преступления только в том случае, если сама переплата налогов была умышленной, а не вследствие ошибки в их исчислении.

Не следует рассматривать в качестве доказательства намерения уклониться от уплаты налогов наличие в представленных налоговым органам бухгалтерских документах неточностей, описок, исправлений, арифметических ошибок, допущенных вследствие невнимательности, небрежности, легкомыслия, которые повлекли необоснованное уменьшение налоговых платежей и иных сборов. В этом случае имеют место так называемые налоговые ошибки, и они должны преследоваться в административном или дисциплинарном порядке.

В 17% случаев руководители предприятий, имея реальную возможность заплатить налоги, использовали денежные средства не на их уплату, а на другие цели. В данном случае при соответствующей доказательной базе лицо, ответственное за распоряжение денежными средствами предприятия может теперь быть привлечённым к уголовной ответственности за сокрытие денежных средств и других активов по ст. 199.2 УК РФ.

 

2. Роль органов внутренних дел в борьбе с преступлениями, предусмотренными статьями 199.1, 199.2 УК РФ.

Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов, осуществляют входящие в структуру органов внутренних дел отделы по налоговым преступлениям (ОНП). Ранее задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытие налоговых преступлений выполняла Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), которая с 1 июля 2003 года указом президента РФ №306 от 11 марта 2003 года была упразднена. Функции ФСНП РФ были переданы Министерству внутренних дел. 1 июля 2008 года подразделения по налоговым преступлениям отметили свой 5-ти летний юбилей. Несмотря на относительно небольшой период работы, подразделения по налоговым преступлениям успели зарекомендовать себя как одна из самых грозных проверяющих структур для российского бизнеса.

Основными задачами отделов по налоговым преступлениям являются:

  • предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ
  • выявление схем уклонения от уплаты налогов;
  • получение, обобщение и анализ оперативно-значимой информации, связанной с совершением налоговых преступлений
  • оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах

При проведении проверок, предшествующих возбуждению уголовного дела сотрудники ОНП руководствуются ФЗ РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах».

Порядок осуществления сотрудниками ОНП оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, помимо вышеперечисленных нормативных актов регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

При получении информации о возможных фактах нарушения законодательства РФ о налогах и сборах сотрудниками ОНП проводится проверка организации. По результатам составляется акт проверки, в котором отражаются выявленные факты правонарушений налогового законодательства, способ и период совершения, должностные лица налогоплательщика, причастные к их совершению, ссылки на первичные документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения, а также факты непредставления каких-либо документов (предметов, материалов). Также в акте проверки указывается сумма неуплаченных за проверяемый период налогов. Если указанная сумма превышает 500 000 рублей, материалы проверки направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статьям 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия. По окончании предварительного следствия уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97% случаев) приговор.

Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишением свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов (предъявление виновному лицу гражданского иска). Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

На практике возникают ситуации, когда организация привлекает внимание различных подразделений по налоговым преступлениям. Как правило, это является следствием использования сложных схем налоговой «оптимизации», при которой выстраиваются схемы с участием нескольких контрагентов, а также взаимодействие с большим количеством так называемых «проблемных» контрагентов, имеющих различную территориальную принадлежность. Также проверки могут проводиться органами внутренних дел различного уровня.

Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере (500 000 рублей минимум), отделы по налоговым преступлениям в основном занимаются проверками средних и крупных предприятий.

Поэтому в поле зрения отделов по налоговым преступлениям практически не попадают:

- торговые предприятия (магазины, палатки),

- предприятия бытового обслуживания населения (парикмахерские, автомобильные мойки),

- организации, использующие упрошенную систему налогообложения.

В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации при фактическом ведении активной хозяйственной деятельности в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения.

Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.

В случае получения сотрудниками милиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которого налоги не уплачиваются.

 

3. Практика выявления и расследования преступлений, предусмотренных статьями 199.1, 199.2 УК РФ.

 



Просмотров 697

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!