Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Средства, используемые на лавинноопасных участках



  • Лавинный шнур - 10 метров длиной, крепится к системе и держится в скомканном состоянии в руке, в случае схода лавины бросается
  • Радиозонд - для быстрого нахождения людей, попавших под лавину

Советы:

  • Нельзя застегивать поясной ремень рюкзака при прохождении опасного участка, и даже лучше нести рюкзак на одной лямке, это нужно делать, так как при попадании в лавину от рюкзака нужно избавиться первым делом
  • Очень полезно ставить наблюдателя (или несколько наблюдателей), которые будут отслеживать ход лавины, чтобы потом сразу же найти места возможного нахождения людей
  • По возможности необходимо использовать элементы рельефа
  • Если удастся, можно организовать перила (при пересечении снежного кулуара с опасностью лавины)

Техника и тактика передвижения по льду

Введение

Тема лекции "Техника движения по льду". Однако, поскольку у нас СИП и даже элементы ВТП ( как сказал А.Ф.), то я считаю, что индивидуальную и групповую технику движения по льду вы уже знаете - слышали и отрабатывали - поэтому непосредственно прямо об этом я рассказывать не буду. Лекция состоит из двух частей - первая как для слушателей школы СИП и будущих инструкторов - о методике рассказа и обучения передвижению по ледовому рельефу, на что следует обращать внимание при проведении лекционных и практических занятий, а вторая нужна вам как руководителям спортивных групп на маршруте - по выбору тактики движения на различных формах ледового рельефа. Однако часть тактических моментов будет рассмотрена и по ходу обсуждения в первой части.

Характеристики льда

Особенности льда. Это совершенно необычный и в нормальной жизни практически нигде не встречающийся вид рельефа. А) Одновременная твердость и пластичность, скользкость. Б) Довольно простая иоднообразная техника, однако требует безукоризненной отработки. В) Требуется значительная физическая подготовка - хождение на кошках сильно напрягает голеностоп и икроножные мышцы. Г) Начинается где-то с категорий 2А-2Б, но вторичные проявления и раньше (закрытые ледники). Д) Образует ледопады, часто встречается в комбинации с другими видами рельефа: снег, скалы, реже осыпь.

Виды льда. Лед бывает довольно разнообразным по температуре, структуре, плотности - но нам актуальна трехчленная классификация: 1) мягкий летний глетчерный лед - 95-97% всех случаев, 2) твердый зимний лед (мраморный, бутылочный), 3) натечный лед. Это все, что достаточно знать участникам. В основном все что рассказывается и учится относится к глетчерному льду и это действительно правильно. Но следует помнить что если встретятся другие виды льда вам как руководителям следует учитывать их особенности.

Где встречаются? Зимний - в теневых зонах: возле камней, в закрытых желобах, рантклюфтах, иногда участки под снегом; натечный возле и на скалах, в кулуарах. Опасно, что при внезапном выходе на такой лед возможен срыв. Что делать? В зимний колотиться со всей силы, на натечном идти аккуратно: избегая скалывания. В любом случае лучше обойти.

В каком виде встречается. Здесь все понятно: следует рассказать о ледниках, их классификации по морфологии, генезису (виду питания), структуре и особенностям прохождения. Рассказать об образовании ледника, его основных составных частях 1) область питания: верхний цирк, фирновый бассейн; 2) тело ледника 3) область абляции: язык ледника 4) различные виды морен. Отдельные характерные для нас элементы: трещины, рантклюфты, бергшрунды, ледопады. Этот пласт информации следует затем постоянно давать в походе на реальном рельефе, на лекции достаточно бегло коснуться в общих чертах, тем более что должна быть отдельная лекция о природе гор и горообразовании.

Опасности. Рассказать и объяснить основные опасности ледового рельефа и это постоянно повторять и на тренировках и в горах: 1) скользкий - срыв на льду - самозарубание при крутизне выше 15° практически невозможно; 2) опасность быстрого и бесшумного схода камней, обвалов льда, в ледопадах - сераков. 3) трещины на закрытых ледниках; 4) высокая отражающая способность - возможен ожог глаз.

Снаряжение

Следующий блок вопросов это снаряжение для передвижения и страховки на льду. После будет подробная лекция по снаряжению сейчас я только перечислю и скажу на что обращать внимание.

1. Ледоруб - длина, вес, центровка, загиб клювика.

2. Айсбайль - хорош для комбинированных маршрутов, на чистом льду нецелесообразен. Полезно иметь 1 на группу

3. Ледовый молоток (инструмент) - защита рук, сменные клювики - проблематично. Имеет смысл при крутизне от 45* и выше. Силовая техника.

4. Айс-фифи (фифы) для крутизны выше 60-70° и на ноги. Брать только если действительно будут длинные вертикальные стенки (либо мощные ледопады). Не следует использовать ударную технику - тогда лучше взять молотки. Комбинация молоток и фифа - нецелесообразна.

5. Кошки - шарнирные и платформенные - две совершено разные техники. Следует избегать наличия в группе разных типов кошек - будут проблемы у вас при выборе пути движения, а у части людей при движении. В невысоких категориях (до 4) на длинном некрутом льду, особенно косых траверсах, шарнирные даже лучше, но для более высоких категорий - крутого льда, эффективного лазания в ледовых лабиринтах, четкого движения по "перьям" надо платформы (либо жесткий пластиковый ботинок).

6. Ледобуры. Наши дешевые и вполне нормальные. Импортные разные большего диаметра и длины, в принципе следует иметь на группу и несколько таких.

7. Ледобур-самосброс - очень полезная вещь - обязательно следует ее иметь.

Техника

Этот кусок следует сначала достаточно подробно рассказывать и показывать на лекциях, но основной упор следует делать на практические занятия.

Движение. В зависимости от направления движения (подъем, спуск и траверс) и крутизны склона (пологий, средний, крутой) следует применять различную технику. Коротко напомню ее. При подъеме движение сначала вертикально вверх (до 15-20°), ноги параллельны и ставятся на всю стопу, затем с увеличением крутизны переходим на зигзаг, ставя ноги лесенкой (довольно неудобно на платформах), и , наконец, движение на передних зубьях. Ни в коем случае не использовать "елочку" - это не "елочка", а раскоряка! (придумали лыжники в другой ситуации). Разворот на крутом склоне также следует выполнять лицом к склону, страхуясь клювиком ледоруба. На пологом можно и через спину. Разворот при зигзаге стандартный - в один прямой шаг.

При спуске также следует ставить ноги прямо, ступни параллельно и на все зубья. Удар идет ногой от колена, таз отпячен назад, корпус наклонен вперед - центр тяжести проходит через площадь опоры. Ледоруб используется для опоры при проскальзывании (крутизна до 30°). Дальше лучше спускаться на передних зубьях лицом к склону со страховкой клювиком ледоруба.

На траверсе некрутых ледовых склонов используется обычная техника: верхняя нога идет параллельно, нижняя развернута в долину, ледоруб в положении "на изготовку"; при увеличении крутизны переходим на движение лицом к долине, а затем на передние зубья лицом к склону.

При всем своем травматизме такого метода, преодоление некоторых трещин возможно только перепрыгиванием, поэтому этот прием также следует знать и уметь.

Страховка и самостраховка. В связи с появлением хороших жестких ботинок и "кошек" и совершенствованию средств страховки (ледобурные крючья) классическая рубка ступеней сейчас в чистом виде практически не применяется - мы даже в общем-то не учим этому в СТП. Однако могут возникнуть случаи, когда требуется подрубить одну-две ступеньки, чтобы безопасно пройти короткий ледовый участок, поэтому вам самим это следует знать, а также помнить и уметь применять такое тактическое решение на практике.

Кроме того, то необходимо при расчистке площадок под ледобур и вырубании лоханок на точках. На горе надо жить комфортно! - поэтому ютиться где-то на одной ноге на крутом склоне, да еще и с рюкзаком, и ждать может быть час-полтора, пока там провесят следующую веревку и можно будет идти, совершенно недопустимо. Это надо запомнить самим и учить других: отдых и силы эта та же безопасность: пренебрежение полноценным отдыхом из-за лени или по другим причинам - это прямое нарушение ТБ. Поэтому придя на точку, и видя, что вам тут жить долго, надо достать свой бур, закрутиться где-нибудь в сторонке, чтобы не мешать, встать на самостраховку, повесить туда же рюкзак, и вырубить себе лоханку так полметра-метр на метр-полтора, чтобы в ней можно было спокойно стоять, сидеть и даже попрыгать, размять ноги. Также следует не лениться и вырубать хотя бы минимальные площадочки для подходящих товарищей.

Рубка ступеней может быть в открытой и закрытой стойках. Что это такое. Открытая - корпус развернут в сторону долины, рубка выполняется двумя руками (крутизна до 35-40°); закрытая - корпус развернут лицом к склону, ледоруб держится одной рукой, вторая, как правило, придерживается за склон, крюк или специально вырубленный зацеп-"кармашек". Рубить ленинградскими ледорубами конечно тяжело, воронежскими лучше, сперва подрубается ступенька косыми скользящими ударами параллельно ее поверхности, затем если надо вырубается лед сильными поперечными ударами и, наконец, лопаткой зачищается площадка. Следует делать небольшой наклон в долину для стока воды и ледяных крошек. При рубке больших лоханей, когда на дальнем краю необходимо срубать толстый слой льда, эффективнее будет использовать сначала сильные поперечные удары для сколки льда, а затем выбирать остатки горизонтальными (как дерево топором).

При зачистке площадки для ледобура следует просто срубить верхние 10-15 см склона (или больше), чтобы дорыться до крепкого коренного льда. Горизонтальную площадку вырубать НЕ следует, это даже противопоказано. Ледобур, как вы помните, надо закручивать под углом 100° к плоскости склона и присыпать снегом или льдом. Он должен быть закручен по самую головку, в противном случае надо вешать петлю прямо на корпус возле льда, чтобы не было выламывающего плеча силы (рычага). При использовании их в качестве промежуточных страховочных точек веревку лучше пропускать не прямо в карабин в серьге, а использовать хотя бы короткие оттяжки - во избежания разбалтывания и выкручивания бура веревкой при протравливании.

И, наконец, последнее касающееся техники - это самозадержание на льду. Кто немного пробовал, знает, что это практически, бесполезно и единственная возможность не уехать куда-то далеко это не падать или зарубаться в самый первый момент после падения. Особенность самозарубания именно на льду состоит в том, что "кошки" имеют дурную привычку цеплять за склон, после чего человека либо закручивает, либо ломает ногу, поэтому ноги в кошках следует задирать от колена как можно выше и так и ехать (в отличие, скажем, от снега, где ногами, наоборот, следует тормозить максимально эффективно).

Практические занятия

Рекомендации при проведении практических занятий на льду. На что следует обращать внимание.

1. Выбор места для занятий (удобство, безопасность, разнообразие). У нас - плохо.

2. Особенности ледовой тренировки (большая физическая нагрузка, травматизм). Не стоит первые разы давать с отягощением, не надо делать очень интенсивными. Обязательно каски, рукавицы.

3. Надевание кошек - подгонять; в мягких передние зубья должны выступать за край ботинка, фитили намокают и растягиваются; в платформах смотреть, чтобы скоба не болталась (дребезжание при ударе), узел кроме пряжки (чтобы не потерять).

4. Индивидуальные занятия лучше без систем, м.б. даже ледорубы лучше снять с темляков.

5. В начале ОБЯЗАТЕЛЬНО разминка (причем желательно не только для ног, но и для рук) , иначе можно все потянуть и поломать (на маршруте кошки следует одевать ЗАРАНЕЕ ло выхода на сложный ледовый участок).

6. При ходьбе общие замечания: корпус держать вертикально; ноги ставятся шире, чтобы не зацепиться за штанину; ноги ставятся на всю ступню - НЕ КАНТОВАТЬ!; не делать скребущих движений кошками; не разворачивать ноги в "елочку" (это хорошо только для перил); использовать микрорельеф; всегда иметь две точки опоры.

7. Передние зубья - удар акцентированный, ноги параллельны земле и друг другу; чуть-чуть загружать пятку после вбивания; корпус прямо.

8. Спуск и траверс - правильный изгиб тела; нога ударяет от колена всей поверхностью; правильное положение ледоруба.

9. Ледоруб держать клювиком назад, при траверсах под левую руку м.б. лучше на изготовку. Страховаться клювиком как можно сильнее вдоль склона. Удар акцентированный, в выбранную точку по дуге от локтя или от плеча, без скребущего или скользящего движения в конце. Держать твердо, без поперечного люфта. Штычок опускать до упора на лед. БЕРЕЧЬ ПАЛЬЦЫ!

10. При рубке лоханок движение скользящее: прямое с соскабливанием. Стараться не засаживать клюв. Желательны очки или другая защита глаз.

11. Завинчивание бура - срубить верхний слой, угол, присыпать.

12. Лазание по стенам - молотки, фифы, передние зубья - уже обсуждалось.

13. При прыжках смотреть чтобы ноги ставились параллельно вниз по склону, одновременно и на всю ступню. Часть удара гасится за счет приседания и удара ледорубом. Ноги вперед корпуса, группировка. Избегать крутильных моментов и проскальзывания по склону, если не удалось остановиться сразу следует сделать еще прыжок ДВУМЯ ногами одновременно! (если одна останется зацепленной за склон, то вокруг нее и закрутит, а оттолкнуться будет поздно).

Выбор тактики движения

При прохождении ледового рельефа очень важно выбрать правильный тактический план применения различных технических приемов движения и страховки. Это во многом определяет время прохождения участка, количество затраченных усилий и впрямую отражается на безопасности и успешности прохождения всего маршрута. Если технические приемы должны быть отработаны "от и до", до полного моторного и рефлекторного автоматизма, то выбор тактической схемы всегда уникален и требует учета всех особенностей конкретной ситуации (состояние рельефа, группы, погоды, имеющееся снаряжение, опыт, время и т.д.). Здесь не может быть жестких предписаний и руководитель всегда должен думать. Однако, конечно же есть некие общие основные принципы выбора того или иного приема, которые мы теперь и рассмотрим.



Просмотров 620

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!