Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



А) предпочтение того или иного вида рельефа



Особенности снега, льда, скал, осыпи. При прочих равных некрутой лед следует предпочесть всем - движение по льду наиболее плавное и не требует дополнительных усилий. При увеличении крутизны лучше предпочесть снег или осыпь, однако где-то вблизи льда, чтобы можно было делать точки страховки. Если постоянно требуется страховка, то лучше лед. Скалы всегда имеют низший приоритет, т.к. движение с рюкзаком по ним затруднительно и они имеют локально большую крутизну, чем ледовый склон. Могут быть выбраны в случае сильной разорванности льда или наличия лавино- или камнеопасности и в отдельных случаях для крутого льда. когда проход по скалам действительно объективно проще. Снег и фирн в общем приоритетнее льда и при возможности на сложных участках лучше двигаться по ним. Живая осыпь под снегом и льдом, мокрые заснеженные скалы и кулуары и желоба с натечным льдом это вообще самое последнее дело. Их лучше обойти при любом раскладе. В трещинах ледовые перья предпочтительнее снежных мостов, а открытые ледники - закрытым.

Б) Выбор пути движения и технических средств.

Крутые склоны проходить по возможности в лоб, чтобы меньше провешивать перил или делать точек страховки, если есть возможность легко и безопасно обойти ногами то следует лавировать и не жалеть расстояние. Открытые маршруты лучше в смысле опасности схода чего-нибудь сверху, закрытые - на случай срыва. Трещины и бергшрунды лучше обойти недалеко и несложно, потом мосты, потом прыгать, потом обойти сложно и только потом лезть в лоб.

При движении на комбинированном рельефе (снег, лед, скалы, осыпь) следует также учитывать в чем и с чем идти. Понятно, что снимать-одевать "кошки" даже платформенные часто плохо. Поэтому если выбирается какая-то дна линия движения (скажем снег-скалы), то и следует ее придерживаться без выхода на лед. Если же одеты кошки, то и двигаться предпочтительнее по льду и снегу. Снег забивается в "кошки" - надо отрабатывать обивание об ледоруб. "Кошки" на скалах - вопрос? На самом деле они держат очень хорошо на гладких плитах и на расчлененном рельефе. Обледенелые, заснеженные скалы и крутая смерзшаяся осыпь - единственный вариант прохождения в "кошках". А вот ледоруб на скалах лучше убирать под лямки, он, как правило, только мешает.

В) Одновременная и попеременная страховка.

Поскольку на льду самозадержание и удержание товарища практически невозможно, связки здесь делать не стоит (случай закрытых ледников относится к снежной технике и здесь не рассматривается). Лучше идти на индивидуальной технике. Что можно сделать? Одновременная страховка через промежуточный ледобур. Если что, сразу переходить на попеременную. Очень эффективно, даже для группы. В ледопадах и ледовых лабиринтах, при прохождении мостов, перьев, на коротких стеночках. Если есть такое, то лучше связаться и идти аккуратней там, где страховки нет. Просто на склонах или в лабиринтах идти по одному.

Г) Связка про связке.

Целесообразно либо при очень маленькой группе, буквально 2-3 связки (3 уже проблематично), либо там где есть короткий участок и требуются жесткие перила (мост). Лучше также, чтобы связки были достаточно одинаковы по силам, т.е. все могли работать впереди (иначе это просто не имеет смысла). В остальных случаях это либо одновременная (попеременная) страховка в связках (короткий участок и можно распараллелить), либо перила длинный сложный участок.

Д) Перила.

Нужны там, где следует жестко грузить веревку (полочки, мостики, стеночки, бергшрунды), либо имеется протяженный сложный участок (крутой склон, ледопад, рантклюфт). Эффективнее провешивать налегке всю закладку до следующего удобного и безопасного места, а остальная группа пусть пока ждет в удобном месте и отдыхает). Простой подсчет - провесить одну веревку - минимум 25-30 минут, а пройти 2-3 минуты, поэтому лучше совершенствовать технику прохождения перил и качать здоровье, чем выгадывать крохи, вися на склоне. Также немного времени отнимает спуститься за рюкзаком и подняться еще раз - чем уродоваться с ним на сложном склоне. Группе начинать движение при провешивании последней веревки и проходить сразу всю закладку.

Е) Акселераторы

  • Укорачивание пролетов - создание дополнительных точек перестежки на веревках (1-2 чисто вверх и сколько надо для спрямления на косых участках и траверсах). Это с одной стороны позволяет идти с меньшим интервалом (2-3 человека на веревку), а с другой облегчает движение на жумаре (веревка меньше пружинит, что тоже дает выигрыш в скорости).
  • Параллельные перила - на коротких широких участках (стенки, склоны, бергшрунды) провешивать рядом параллельно 2-3 линии перил и идти по всем сразу (даже рядом) - ускоряет в 1,5-2 раза.
  • Отдельная транспортировка рюкзаков (иногда просто необходима) там где с ним тяжело или неудобно идти (стенки с нависанием, бергшрунды с дырами, тонкие мостики на равновесие). Делается параллельная ветвь для рюкзаков (см. выше), а люди проходят гораздо быстрее.
  • Предварительная и параллельная разведка/обработка маршрута (вечером либо утром и при работе на сложном участке).
  • При работе лидеров наверху налегке пока подтаскивать их рюкзаки (и не только их на верхние точки).
  • Использовать смену лидирующих двоек.

Ж) Спуски

Это все было на подъем и по ровному, что касается спусков, то здесь только два варианта. На крутых участках - перила, а на пологих индивидуальная техника может быть с попеременной страховкой. Скорость провешивания веревки на спуск очень высока (практически равна скорости съезжания по ней человека) и полное время прохождение веревки определяется в основном скоростью ее снятия. При наличии соответствующих приспособлений и сноровки это делается быстро, поэтому вниз идти наоборот следует всем сразу (если не хватает одной закладки перил до удобного безопасного места) и накапливаться на нижних точках, а верхние веревки быстрее снимать и передавать вниз. Должно быть четко обговорено только кто на какой точке остается, какую веревку снимает и берет дальше. Чтобы не путаться, как правило, человек все время отслеживает одну свою веревку.

З) Ледопады.

И наконец последнее, что мы сегодня рассмотри, это прохождение ледопадов. Ледопады - это сложный комбинированный вид рельефа. Они встречаются в сложных категориях - четверках и даже скорее пятерках и требуют больших технических и психологических усилий. Особенность ледопадов состоит в том, что они постоянно меняются, причем не только в течение длительного промежутка времени (за 20 лет может стать совершенно неузнаваемым), но и буквально в течении нескольких лет в зависимости от величины снежного покрова, времени прохождения, погоды, каких-то локальных подвижек льда. Сообразно этому меняется и тактика их прохождения. Поэтому отчеты по ним конечно следует читать (и смотреть фотографии) , и даже больше чем по другим, чтобы иметь обще представление о структуре ледопада и возможностях прохождения, но все равно каждый раз ледопад идется заново и это большая нагрузка на руководителя. Обязательно надо знать стандартные пути обхода по скалам борта, рантклюфтам или вообще через боковые перелазы.

Общие принципы движения по ледопадам следующие:



Просмотров 670

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!